Субкультуры на службе режима
Как Украина использует «защитников белой расы» в политических играх
Субкультуры на службе режима
Как Украина использует «защитников белой расы» в политических играх
«Футбольных хулиганов превратили в убийц, душегубов и кровопийц» — строки уроженца ЛНР Юрия Бардаша, пожалуй, наилучшим образом описывают природу украинских парамилитарных образований, выросших из «клубов по интересам» в полноценные части ВСУ. Киев пестовал и подкармливал своих радикалов — и активно привлекал к себе и российских членов «движа». Сегодня разрисованные свастиками хлопцы в украинском «пикселе» уже мало кого могут удивить, ведь такие персонажи давно стали для незалежной «частью пейзажа». Тем не менее вопрос о принципах, что лежат в основе таких подразделений, актуален до сих пор — и у нас есть на него ответ. Дело в том, что перед нами в первую очередь субкультура.
2014 год развёл правых по разные стороны баррикад — одни увидели в украинском Майдане ту самую «национальную революцию» по Юнгеру и устремились в Киев, другие же поддержали восставший русский Донбасс, справедливо расценив события в украинской столице как шаг в пропасть. Наглядной иллюстрацией такого раскола стал уже знаменитый «Русский марш» 4 ноября в Люблино, где, помимо лозунгов в поддержку русской ирреденты, звучали проукраинские кричалки в стиле «Хватит кормить Донбасс» и, конечно же, «Слава Украине!».

Следует отметить одну важную особенность — несмотря на слова, никакими «русскими националистами» воюющие на стороне ВСУ выруси не являются. Даже больше, они ими никогда и не были. Рассматривать это явление следует через оптику некой международной субкультуры «защитников белой расы». Для такого «националиста» американский зигамёт из Техаса куда ближе русского, вставшего на защиту Донецка и Луганска. Западные «братья по вере», правда, в свои объятия принимать вырусей особо не торопятся — достаточно вспомнить смешной эпизод с американской группировкой Hammerskins, когда заплатившие за её фирменный мерч российские «поклонники» в ответ получили посылку с русофобскими карикатурами. Однако, несмотря на никуда не девшееся отношение к выходцам из РФ как к «братьям меньшим», с 2014 года ситуация всё же начала меняться — война против общего врага, как известно, хорошо объединяет.

В основе многих парамилитарных украинских соединений лежит именно субкультурная идентичность, эстетически оформить которую во многом помогли сбежавшие за «незалежностью» российские нацисты. Что важно для любой «тусовки»? Точка сборки и общие узнаваемые символы, своя эстетика — иными словами, нужен бренд. Гитлер — Гитлером, а законы рынка никто не отменял. Такой «торговой маркой» довольно быстро стал WotanJugend (далее WJ), основанный ещё в конце нулевых годов. Начинавшийся как локальный клуб любителей «резать черноту» и слушать блэк-метал, WJ разросся до настоящего спрута, распространив свою деятельность в том числе и на европейские страны — в 2015 году несколько членов пражской ячейки «Молодёжи Вотана», в том числе выходец из Перми с чешским ВНЖ Сергей Бусыгин, были осуждены за пропаганду нацизма. WJ активно использовали возможности соцсетей для собственной рекламы — у движения был довольно крупный паблик в ВК. Новые члены привлекались и за счёт проведения мероприятий под брендом WotanJugend — турниры по единоборствам, концерты и так далее.

В сентябре 2021 года на YouTube-канале американского журнала Vice выходит репортаж о неонацистском музыкальном фестивале, что ежегодно проходит на Украине и на который съезжаются правые радикалы со всей Европы. Поскольку до начала СВО оставалось несколько месяцев, западные методички ещё маркировали расписанных свастиками клоунов как «плохих ребят» — в любимцев американских домохозяек убийцы из «Азова»* превратятся несколько позже. Подобные тусовки на Украине были и раньше, однако стать действительно массовыми — в рамках своей субкультуры, естественно, — у них получилось после переезда на Украину «основы» WJ и аффилированных с ним музыкальных коллективов. А где группы — там и мерч.
После окончательной «релокации» на территорию незалежной членов WJ в 2014-2015 годах ранее сугубо маргинальные постсоветские NSBM-коллективы стали цвести на Украине пышным цветом. Одним из главных акторов в этой истории выступает Алексей Лёвкин, вокалист основанной в начале нулевых годов в Твери группы M8l8th — именно этот коллектив и стал краеугольным камнем для дальнейшего формирования Wotan Jugend совместно с белгородским музыкальным проектом «Нежеголь». Лёвкин довольно быстро развил на Украине кипучую деятельность, результатом которой стало появление лейбла Militant Zone, на базе которого выпускаются релизы аффилированных европейских и украинских коллективов. Лейбл активно рекламирует себя через военные и околовоенные структуры, регулярно хвалится шевронами M8l8th на солдатах ВСУ и вообще всячески эстетизирует боевые действия — сам Лёвкин с 2015 жанр своей музыки громко обозначает как militant black metal. Ещё до Майдана прозападные элиты Украины увидели в футбольных хулиганах и правых боевиках ресурс для силового захвата власти, а уже после использовали их в качестве основной ударной силы для АТО. А значит, на «особенности» подобной публики можно и закрыть глаза. Да, некоторые западные организации и СМИ задавали неудобные вопросы, чем вызывали ярость и непонимание у самых нацистов и их поклонников, — мол, не время тату разглядывать, надо москалей остановить — однако плюсы, очевидно, перевешивали минусы. Субкультурность в данном случае играла Банковой на руку. Люди определенных взглядов объединялись на почве музыки и общей идеологии, посещали концерты, покупали мерчендайз и тем самым обеспечивали самоокупаемость всей структуры. Кроме того, Militant Zone активно привлекает к сотрудничеству европейские коллективы со схожей идеологической базой — например, французы Peste Noire. В качестве «интеллектуального наполнения» здесь выступают отсылки к европейскому традиционализму, а также к эзотерике времён германского «общества Туле», работы шизотерика Мигеля Серрано, книга Отто Рана «Двор Люцифера» и тому подобные тексты и символы. К услугам желающего прикоснуться к «сакральному» есть даже художественная галерея с портретами облачённого в рыцарские доспехи Гитлера — художник работает с M8l8th и другими коллективами лейбла.
Поскольку вслед за эстетикой всегда идёт этика, то соответствующие ресурсы активно используются для поддержки украинской армии: связанная с Militant Zone площадка Heretic Camp, например, предлагает донатить ВСУ. Часть вырученных с продажи альбомов и символики средств также идёт на военные нужды. Привлечение иностранных групп на фестивали тоже имеет весьма понятную военную цель: европейские поклонники NSBM, будучи уже идеологически «родными», затем могут пополнить собой «Иностранный легион» и отправиться на фронт. Многие из посетителей таких фестивалей, давние участники ультраправого «движа», для этого влились в так называемые «русские формирования» на стороне ВСУ — тот же Лёвкин сейчас действует в составе РДК, в том числе и за счёт своей медийности привлекая в структуру новых рекрутов.

Если же неофита не очень прельщают старое-доброе блек-металлистское ультранасилие и совсем уж явные свастики на флагах, а дробящий мозг бластбит взывает лишь головную боль, то и для таких «тонких натур» найдётся кружок по интересам. Украинское издательство «Пломiнь», например, аккумулирует вокруг себя «интеллектуалов» от незалежности, продвигая всё тот же набор нарративов и символов, пытаясь переосмыслить Юнгера и Хайдеггера на жмеринский манер. Суть от этого, правда, не меняется — перед нами всё та же субкультура, принадлежность к которой рано или поздно должна привести человека в ряды ВСУ. «Мыкола, Иван, вы вообще рыцари Европы или как?». Соответствующий антураж прилагается.

Таким образом, Киев получил подразделения, буквально сформированные по принципам субкультуры — с продажей атрибутики, музыкальными фестивалями и локальными «знаменитостями». Только с поправкой на то, что перед нами — отнюдь не эпатажные подростки, а русофобы и убийцы. К счастью, взрослые уже пришли, а значит, этим субкультурщикам скоро прилетит 152-мм подзатыльник.
* — террористическая организация, запрещённая в РФ
Автор: Антон Житков