Пейте кровь Мою
как Украина потеряла Христа и сможет ли обрести его вновь
Пейте кровь Мою
как Украина потеряла Христа и сможет ли обрести его вновь
В последние дни мы стали свидетелями настоящего крестового похода СБУ против православных на Украине. Опричники Зеленского уже в течение нескольких недель ходят с обысками по монастырям и храмам Украинской Православной Церкви (УПЦ) в поисках крамольных антиукраинских мыслей. Жертвами обысков стали: Кирилло-Мефодиевский женский монастырь под Мукачево, храмы Сарненской епархии УПЦ, храм Рождества Христова в Ивано-Франковске, Киево-Печерская лавра и многие, многие другие. В ходе «контрразведывательных мероприятий» украинские силовики изымают из храмов литературу, арестовывают священников. Представитель украинского Министерства Обороны Андрей Юсов и вовсе заявил, что будет держать задержанных священников в качестве заложников для последующего обмена. Выход гонений на новый уровень не заставил себя ждать — сперва петиция о запрете РПЦ на Украине набрала необходимые 25 000 подписей, а затем и сам Зеленский законодательно запретил действие любых религиозных организаций, несогласных с общепринятой украинской повесткой и связанных с Россией.
Сегодня все русское на Украине уничтожается абсолютно беспощадно — здесь Киев не видит разницы между убийством людей и сносом памятников поэтам. И живущих сейчас, и умерших столетия назад — русских на Украине быть не должно, а русскому слову звучать не положено. Разумеется, не минула чаша сия и церковь, пусть даже в прошлом, но связанную с Россией.
Ситуация с православием на Украине очень сложная и комплексная. Если перевести церковный вопрос в политическую плоскость, можно свести его к привычной для украинской государственности формуле «Восток против Запада». Со стороны условного «Востока» для украинских властей находятся все, кто так или иначе связан с Россией, в первую очередь клирики и прихожане УПЦ. И хотя в мае этого года УПЦ объявила о своей самостоятельности и перестала поминать патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, это не помогло — именно храмы УПЦ находятся сейчас под ударом украинской власти.

Впрочем, необходимо внести некоторое уточнение — сама УПЦ делилась на Московский (УПЦ МП) и Киевский (УПЦ КП) патриархат. Церковный раскол украинской церкви случился еще в 1992 году. Желающий половить рыбку незалежности в мутной воде всеобщего хаоса нашелся быстро — им стал Филарет Денисенко, которого, как показывает его жизненный путь, политика волнует куда сильнее дел духовных. Затаив на Россию обиду, Филарет имел высокие шансы стать патриархом Московским и даже был включен в число трех претендентов на патриарший престол в 1990 году, но уступил Алексию II. Михаил Антонович Денисенко, а именно так в миру звали тогдашнего митрополита Киевского и Галицкого, вернулся на Украину и решил реализовывать свои амбиции в Киеве, благо время для всевозможного аферизма было самое благодатное.

Первый президент независимой Украины Кравчук довольно быстро озаботился созданием автокефальной церкви, и уже в ноябре 1991 Денисенко представил «Новую концепцию украинского православия» на соборе свежесобранной УПЦ в Киеве. Решение о независимости от Москвы украинскими клириками было принято, разумеется, единогласно. Ранее, правда, сам Филарет был противником любого церковного сепаратизма, но кто старое помянет тому, известно, и глаз вон. Ответом на демарш УПЦ стал канонический Архиерейский собор РПЦ в апреле 92-го года, который постановил отказать раскольникам в автокефалии, а после Филарет и вовсе был лишен сана. Опуская некоторое количество деталей украинской церковной бюрократии скажем, что в итоге Филарет стал главой раскольнической УПЦ КП. За это и другие фокусы Денисенко был предан анафеме в 1997 году, что, следует отметить, было признано всеми Поместными православными церквами.

Шли годы, и деятельность раскольников становилась все более активной. Особо яростные высказывания пришлись, разумеется, на майданные годы. Вот лишь несколько изречений раба божьего Михаила Денисенко для полноты портрета:

«Украине надо закрыть границу и ликвидировать всех террористов».

«Корень зла находится в тех людях, которые живут в Донбассе».

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России».

Заявлял Денисенко еще и то, что в советское время сотрудничал с КГБ. Но этого заявления свободолюбивые украинцы будто бы и не заметили.
Другая крупная религиозная иерархия на Украине — так называемая Православная Церковь Украины (ПЦУ), официально появившаяся в 2018 году. Являясь по сути своей раскольнической сектой с невероятными политическими амбициями, ПЦУ с каждым годом все активнее распространяет свое влияние на украинскую паству. Особо благодатным для сектантов стал 2019 год, когда украинским раскольникам был дарован томос об автокефалии из рук Константинопольского патриархата. Томос — это церковная грамота, дающая право отдельным церковным епархиям или областям стать независимыми. Событие это широко освещалось как в украинских, так и в мировых СМИ и стало одним из главных элементов предвыборной программы Порошенко на выборах против Зеленского. Но дьявол, простите за подобный каламбур, кроется в деталях.

Получение томоса ПЦУ из рук Патриарха Константинопольского Варфоломея было актом в первую и единственную очередь политическим. Документ адресован Украине как государственному образованию, на что указывает, например, персональное упоминание в тексте Петра Порошенко. Церковные законы при этом были попраны весьма основательно — на Украине на тот момент существовала каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата под управлением митрополита Киевского Онуфрия, которая никакого согласия на автокефалию ПЦУ, разумеется, не давала и дать не могла. Другой важный момент заключается еще и в нарушении Константинопольским патриархатом принципа соборности. Как известно, Православная Церковь не предполагает наличия главенствующей фигуры вроде Папы Римского, и все ключевые решения принимаются на Вселенском соборе, которого в случае с предоставлением томоса ПЦУ созвано не было. Получается, что Константинопольский патриархат принял решение за всех. Забавный факт: с 1992 года украинская церковь имела больше независимости от Москвы, чем новоявленная ПЦУ имеет сегодня от Константинополя.
Совсем особняком стоит униатская община, представляя собой совсем уж диковинное образование. Само по себе униатство как явление появилось на территории Речи Посполитой в конце XVI века после Брестской Церковной Унии в 1596 году, когда была создана Русская Униатская Церковь. Часть жителей этих территорий Ватикану удалось склонить на свою сторону, в результате чего на свет появился симулякр из восточного обряда и почитания Папы Римского. Стоит ли говорить, что именно принятие главенства Папы ставилось в униатских общинах на первое место, а условно-православная часть богослужения была лишь ширмой для экспансии Святого Престола на новые территории?

Униатство в сути своей есть то самое кристаллизованное воплощение «Запада» в украинской церковной жизни. Тем более что создавалось оно в первую очередь как оружие против России и остается в этой роли и по сей день. Сегодня украинские униаты представлены УГКЦ — Украинской грекокатолической церковью. После получения Украиной независимости влияние униатов росло довольно быстро — на начало нулевых годов УГКЦ расширила свое присутствие за пределы Галиции. Были образованы три новых экзархата в структуре Киево-Галицкой митрополии, охватывающие центральные области, Юг и Восток страны. На момент 2001 года униаты имели на Украине более трех тысяч приходов и почти столько же храмов, около двух тысяч священников и 8 униатских епархий: Львовская, Ивано-Франковская, Коломыйско-Черновицкая, Тернопольско-Зборовская, Самборско-Дрогобычская, Бучацкая, Стрыйская, Сокальско-Жолковская.

О моральных качествах униатских лидеров можно говорить долго, но лучше пусть они расскажут все сами. Вот заявление лидера украинских униатов Святослава Шевчука о Папе Римском, который прокомментировал убийство Дарьи Дугиной украинскими террористами в августе 2022, назвав ее «невинной жертвой войны»:

«Он человек, который находится в определенном поле информационной политики и информационной среды той же Италии. Он, как все люди, смотрит телевизор и слушает новости. Не только те, что подают ему структуры Ватиканской дипломатической службы. И спонтанно, чисто по-человечески на них реагирует... Мы долго ждали, чтобы в каком-то документе Ватикана было четко сказано, кто есть агрессор и кто есть жертва».

С такой лоскутной картой религиозной жизни Украины мы и приходим в день сегодняшний. Сильно усложняет картину решение УПЦ МП о своей самостоятельности. Не все епархии, правда, приняли майское решение Собора о прекращении всяких связей с Россией — например в Ровеньковской и Свердловской епархии УПЦ, что находятся на территории ЛНР, решили остаться под покровительством Московского Патриархата. В свою очередь Русская Православная Церковь ответила на решение УПЦ МП постановлением Священного Синода: «…поддержку и понимание архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны представителей раскольнических структур…». УПЦ МП, таким образом, сегодня находится в подвешенном состоянии между независимостью и связью с Россией, что, в свою очередь, и привлекает внимание украинской охранки. Так, 28 марта этого года в Верховную Раду был внесен законопроект о полном запрете УПЦ как таковой.

Да, безусловно, можно легко обвинить УПЦ МП в расколе. В попытках снять с себя претензии в связях с Россией церковное руководство УПЦ решило заявить о независимости. Очевидно, в надежде, что вопросы отпадут, и кара в лице украинствующих силовиков пройдет мимо. Подобные заигрывания и конформизм, разумеется, не могли кончиться ничем другим, кроме как шквалом репрессий, чем все и обернулось в итоге. Зеленский, в отличие от своего предшественника Порошенко, не разыгрывал религиозную карту, и УПЦ могла чувствовать относительную безопасность. Похоже, времена серьезно изменились, и больше на Украине никого не волнуют декларации и слова — абсолютно все русское должно быть уничтожено, даже если «по документам» никаких ведущих в Россию нитей официально не будет. С другой стороны, можно подумать вот о чем.

Сегодня на территории Украины УПЦ и ее прихожане находятся практически в положении заложников: с одной стороны, на них давит все увеличивающая свою власть ПЦУ, с другой — униаты, а ведь есть еще и огромное количество верящих непонятно во что украинствующих «язычников». УПЦ, как бы парадоксально это не звучало, остается единственной тонкой связью между безумием украинства и каноническим православием. Да, не прямо сейчас, но в перспективе УПЦ может оказаться той институцией, с которой хотя бы в теории можно будет наладить диалог.

Опасностей для православия на землях Украины сегодня более чем достаточно, и многие из них лежат именно в политической плоскости. Так, например, все чаще звучит тема представления Украины в качестве некоего проекта «Другой Руси», и начавшиеся репрессии против церкви могут говорить именно о решении продвигать этот нарратив и далее. При полной поддержке мирового сообщества Киев может попытаться выставить себя колыбелью русской цивилизации, и в ход пойдет все — от томоса до древних квазиисторических баек про «Киевскую Русь». В мире победившего постмодерна, как показывает практика, суррогаты весьма неплохо ложатся в пустые головы среднестатистического «массового зрителя».
В дни, когда храмы Донецка и Луганская беспощадно разрушаются обстрелами украинской артиллерии под одобрение сектантских «отцов» с методичками из Вашингтона, а напротив расписанного русским художником Васнецовым Владимирского собора кричат свои лозунги украинствующие с нью-эйдж бредом в головах, остается лишь вспомнить слова самого Христа:

«Но Он сказал в ответ: Всякое насаждение, которое насадил не Отец Мой небесный, будет вырвано с корнем» (Мф. 15:13).
Автор: Антон Житков