Привет, черти, это ладан
Украина и русский вопрос
Привет, черти, это ладан
Украина и русский вопрос
В украинском языке «россиянин» и «русский» звучит одинаково. Слово «Росіянин» означает и то, и другое. Однако в русском языке этот лингвистический нюанс очевиден, а русский, как ни называй его «собачьей мовой» все равно остается самым распространенным на сжимающейся территории Незалежной. Тем не менее, украинские чиновники, СМИ, общественность – делают вид, как будто разницы не чувствуют. Для них существуют только «россияне» и, в лучшем случае, еще и некие «сепары» и «коллаборационисты».

Это поистине уникальное интеллектуальное кунгфу – врагу не просто отказывают в каких-то человеческих свойствах и праве на жизнь, но даже не признают самого факта его существования.

И не стоит думать, будто это так случайно вышло.

Современная украинская идентичность строится на образе врага. Речь сейчас не о том, есть у них основания так думать или нет, но факт состоит в том, что на противопоставлении «москалю» украинский нацбилдинг строился с самого момента своего появления. Но здесь есть нюанс, не всегда очевидный. Этот враг – это всегда не столько сами русские, сколько государство, ассоциируемое с ними. Цари, СССР, современная федерация – некие грани единого Мордора. А мы… А нас в этом, извините за выражение, нарративе просто не существует как самостоятельного субъекта. Орки не имеют настоящей свободы воли, своих желаний, своей истории. Это просто некий сброд, неведомо откуда взявшийся. Что им сделал тихий народ мокша? Да ничего – это просто попытка подчеркнуть, что мы вообще черт знает кто для них – не субъект разговора точно. Вообще ничего не субъект.

Отсюда, на самом деле, и маниакальное (и довольно глупое) желание выступать единственными наследниками старой Руси и предельно упорное, хотя и не согласующееся вообще ни с какой известной реальностью, желание доказать, будто само название «Россия» придумала чуть ли не Екатерина II, и русские стали называть себя русскими уже во времена Вольтера – а до того, вроде как, существовали только некие «московиты».
Вопрос о том, насколько они реально уверены в том, что несут – это хороший вопрос, но он скорее академический. С практической точки зрения этот пропагандистский конструкт – это та самая волшебная пуля, убивающая сразу множество зайцев.

Во-первых, восстания в Крыму и Донбассе можно действительно смело объяснять голой интервенцией России. Вроде как там искони живут одни украинцы (разве только тлетворная «собачья мова» их слегка портит да коммунизм развращает), и стало быть, любая смута – это действие враждебной силы извне. Ты крымчанин? Ой как смешно, а скажи что-нибудь по-крымски! Ты служишь в ополчении ДНР? Это что за страна, ты за Донецкую республику кровь проливаешь, экая географическая новость! Нет никаких самостоятельных восстаний, просто империализм москаля.

Во-вторых, такой подход отлично собирает своих под знамена. Снаружи – аморфная варварская масса – наши коллаборационисты, буряты, чеченцы, калмыки и дикая империя, собравшая толпу племен, не имеющих меж собой ничего общего. А вот мы-то, мы-то! Мы единый народ, единый как никогда. Закарпатье, Волынь, промзоны Донбасса и кварталы Харькова – это все единый украинский народ, разом борющийся против сшитого на живую нитку монстра Франкенштейна, который просто так ходит вокруг, иский, кого б пожрати.

Убедительно? Как минимум, это работает с точки зрения пропаганды. А работает это потому, что из уравнения исключили главную переменную.

А эта переменная - русские.

Не надо ничего говорить «по-крымски», в Крыму подняли восстание русские. Севастополь – это не украинский город, но это и не город, относящийся к одному Крыму – это русский город. Донбасс – это часть русской истории и мира, и главные сюжеты его прошлого и настоящего – это сюжеты русской истории – красной, имперской, но русской. Ворошилов, родившийся в Лисичанске; Горлов, строивший шахты в городке, получившем его имя; строители ЗуГРЭС и шахты Засядько, Григорий Потемкин и защитники 30-й батареи - бесконечно далеки от партизан УПА и козацкого идеала с вишневым садком коло хаты. И простое признание факта, что это не борьба Российской Федерации и государства Украина, а борьба русских за те края, где они живут многие поколения, борьба за единство русского народа - ставит все с головы на ноги.

Понятно, почему Украина категорически не хочет признавать этого простого и, в общем, очевидного факта. Бороться за свободу Крыма от «оккупантiв» - это одно; бороться за Крым, где живут русские, бьющиеся за свое право жить в одной стране с другими русскими – это уже другая история, в рамках которой Украина – коллективный насильник; рабовладелец, пытающийся не дать бежавшему рабу вернуться к своей семье. Украину признание этой очевидной реальности ставит нравственно в исключительно скверное положение. Даже перед собственными сеньорами им становится труднее оправдаться: борьба за то, чтобы угнетать и подавлять этническое меньшинство, живущее на спорной земле – это несколько не то, что можно продать западному обывателю с его привычкой, что меньшинства по умолчанию угнетаемы и подлежат спасению. Короче говоря, для Украины не видеть русских в упор – это в первую очередь практичное решение, а уже во вторую – плод невежества, ксенофобии и тупой злобы.
Но совершенно неясно, почему российские официальные СМИ живут в рамках украинской картины мира.

Кажется, у нас вовсе не поднимают вопрос о том, что в Симферополе и Луганске живут не загадочные народы крымчан и элэнэровцев, а местные русские – которые и сражаются за свою независимость и за свое единство с большой Родиной. Тысячи добровольцев и волонтеров не могли бы появиться ради борьбы за республику угольных шахт. Русские приехали ради других русских. И тамошние жители все прекрасно понимают – «Мы возвращаемся домой» - эту фразу в тех или иных вариациях в Донбассе говорили в 2014, говорили в смутную эпоху «Минска», говорят сейчас. И это мы, а не персонажи с наколотыми зигами – единый народ, связанный историей, землей, кровью, языком и национальной солидарностью.

И если вы шарахаетесь от самого нашего имени и не видите нас самих, это только проблемы ваших отношений с реальностью. Если черт не может выносить ладана, это не проблемы ладана.

Мы не «русскоязычные». Мы не «народы Донецка, Крыма, Липецка и Кубани».

Мы русские.

Мы возвращаемся домой.
Автор: Евгений Норин