Зачем все это нужно
Российские СМИ формировались в 90-е, когда общей нормой была максимально жесткая критика ради самой критики, а границы и меру этики каждый определял для себя сам. С тех пор многие ветераны стали частью системы, стали редакторами, но у многих сохранились в головах установки времен вседозволенности. Тому же они учат молодые кадры. Мир меняется. Журналистика должна меняться тоже. Мы хотели бы дать ориентиры тем, кто только начинает свой путь журналиста, и особенно военного журналиста. В начале ХХ века появилась на свет небольшая книга – «Кодекс чести русского офицера». Мы взяли на себя смелость создать аналогичный кодекс русского журналиста, основываясь на практических примерах, данных нам реальностью работы, и своих представлениях о должном и возможном.
Почему именно сейчас, и на что мы рассчитываем
Русский патриотический подъем, начавшийся в феврале, уже сейчас, в августе, видоизменил российское медиапространство до неузнаваемости. Во многом теперь оно русское, а не российское. Военкоры, писатели, журналисты — теперь это вполне осязаемая сила, объединившая под своими знаменами очень разных, непохожих людей, которых связывает одно — любовь к своей Родине.
Однако можно ли говорить, что всех нас связывает нечто большее, чем просто идеалы? Есть ли у нас то, что может претендовать пускай не на идеологию, но хотя бы на общие моральные правила в этот непростой для нашей страны момент? Если каждый из нас личность, высказывающая свое видение, свой авторский взгляд на происходящее, есть ли то, что определяет нас как общность единомышленников на простом, ежедневном уровне нового поста, видеоролика или стихотворения?
Редакция «Объясняет Readovka» задалась этим вопросом и поговорила с десятками военкоров, прежде чем опубликовать этот текст. Кто-то из них согласился подписаться под ним, кто-то — нет. Это право каждого. Мы не претендуем ни на чью индивидуальность и, прости Господи, не пытаемся перетянуть на себя чью-то славу. Мы просто хотим показать, что все мы делаем общее дело и одинаково понимаем «что такое хорошо и что такое плохо», когда речь идет о нашей профессии.
Для блогеров, писателей, публицистов
Наша братия находится в специфическом положении. Обычно мы находимся довольно далеко от мест, где льется кровь, разве что изредка приезжаем в те края, где летает железо. Это налагает на нас определенные ограничения. Мы гораздо меньше, чем те, кто находится там, имеем право на ожесточение. Кровожадный хомяк – это комично и мерзко, как шутка из фильма «Зеленый слоник». Кроме того, мы не видим событий с места – мы вынуждены полагаться на чужие рассказы. Это не делает нас хуже, но человек, пишущий не из гущи событий, должен помнить, что он не равен тому, кто находится на месте. Это касается тона – прежде чем обогатить мир лозунгами, охолонь: это не тебе на пулемет идти. Это касается и фактуры: не бросайся разгонять любую горячую новость. «Полк «Азов» прорвался в Таганрог» - это яркая новость, но подожди подтверждений, вдруг он прорвался в СИЗО. Твое главное преимущество – владение словом, твой навык – объяснение людям с улицы, что именно несут с горящими глазами солдаты и военкоры с передовых. Твое оружие – жестяной рупор на новом техническом уровне, пользуйся им умело.
Кодекс – не ультиматум и принуждение, это обращение к сообществу
Мы не хотели бы навязывать профессиональному сообществу свое видение мира и журналистской этики. Однако мы уверены, что четкое осознание молодым поколением журналистов и военкоров себя, своей роли в жизни страны и своей ответственности перед страной поможет им сориентироваться в современном мире, избавиться от многих ошибок и промахов, лучше освоиться со своим положением. Понятное дело, что журналистика не умрет без формального свода правил. Но иметь перед глазами понятные тезисы крайне полезно. Особенно это касается людей, которые пришли в профессию практически с улицы. Многие из журналистов и уж тем более блогеров, пишущих на общественно важные темы, никогда не получали специального образования, вообще вошли в профессию как есть, не зная ее нюансов, вооруженные только личным энтузиазмом и жизненным опытом. Так что мы хотели бы предостеречь одних, поддержать других и направить третьих.