Там только матрица
Как западные медиа выращивают симулякры
Там только матрица
Как западные медиа выращивают симулякры
Не так давно на страницах Politico вышла статья о том, как голливудский актер Марк Хэмилл помогает закупать дроны для ВСУ. Казалось бы, а в чем тут новость — очередная голливудская селеба на излете своей карьеры заявила о приверженности к общепринятой сегодня на Западе установке про хороших украинцев и плохую Россию. Действительно, сам факт нас не интересует, а вот образ — очень даже. Хэмилл знаком западной публике с детства, ведь он исполнитель главной роли в культовых «Звездных войнах», Люк Скайуокер — буквально образ светлого рыцаря современности для западного обывателя.
Массовое сознание, управляемое медиагигантами через СМИ, в первую очередь оперирует образами, изображениями на экране. Вот хорошие ребята, а вот — плохие, вот свобода и демократия, а вот — тирания. Вот вам светлые джедаи, а вот и темные ситхи. Люк Скайуокер записывает обращение для англоговорящих, находящихся на Украине, — «Воздушная тревога закончена. Да пребудет с вами сила». На саге Лукаса росли миллионы, и им уже в подкорку вшиты определенные образы и картины. Сомневаться не приходится — если уж сам Люк за Украину, то и всем остальным «силам света» следует объединиться против злой и страшной Галактической Русской Империи с Дартом Вейдером. Или же всем народам Средиземья против Саурона — здесь как вам больше нравится.

В производстве таких медийных симулякров Запад поднаторел, как никто на планете, ведь именно там сильнее всего распустил свои бутоны всеотрицания постмодерн. «Мир — это текст», как сформулировал когда-то философ постмодерна Жак Деррида. Сегодня мы можем уверенно сказать, что текст — это уже слишком сложно, так что теперь мир — это скорее комикс, текст с картинками. Постмодерн в своем абсолютном воплощении делит на ноль такие понятия, как национальная идентичность и государственность, не говоря уже про критерии абсолютной истины или реальности показанного по телевизору. Политические партии в такой системе ничем не отличаются от любого другого рекламируемого продукта. Главное — кто первый создаст и растиражирует наиболее яркий символ.

С символами на Западе работать научились давно, в конце концов реклама и постмодерн всегда шли рука об руку. Женщина с сигаретой успешно эксплуатировала феминистскую повестку начала прошлого века и тем самым подключала женщин к ранее «мужскому» рынку, обеспечивая табачным компаниям кратное увеличение прибыли. Таким образом рекламировалось все — от мотоциклов Harley Davidson через образ крутого парня до призыва голосовать за Кеннеди, потому что у них с Жаклин образцовая американская семья. То, что «Харлей» был не самым лучшим байком, а Джон изменял своей жене — никого не волновало, ведь этого не было в медиапространстве, а значит, по закону современности и в реальности. Мы все существуем в мире видимости, глубина не предполагается самой парадигмой сегодняшнего мироустройства. Мир, следовательно, является не таким, какой он есть в действительности, а таким, каким его заботливо создадут СМИ и лидеры мнений. Умножим это на гигантские бюджеты и возможности условных The Washington Post и получим самую крупную алхимическую лабораторию смыслов современности. Главный и самый любимый их гомункул последнего времени — это, безусловно, президент Зеленский.

Запад преуспел в производстве политиков определенного типа — в целях обобщения определим их как «современных, модных и проевропейских» лидеров, предназначенных для стран преимущественно Восточной Европы. Это для них проводят тренинги во многочисленных западных НКО под видом лекций по политологии. Под таких людей конструируется и соответствующий образ, который обеспечивает необходимый медийный след такого монстра, как Франкенштейн. Каковы составляющие? Совмещение имиджа простого парня, демократичного, понимающего молодое поколение, — смотрите, он, как и мы, носит Converse и делится всем в Twitter! В эту парадигму вписываются многие политики сегодняшнего дня — это и госпожа президент Молдавии Санду, спрятавшая за образом свою полнейшую несостоятельность, и, конечно же, главный украинец планеты Зеленский.

Выбор Зеленского был для Запада очевиден. Представитель творческой профессии борется с коррупцией, новый Вацлав Гавел, срочно в номер! Если вспомнить, то во многом именно на эти элементы опирался PR-отдел Зеленского во время предвыборной кампании 2020 года — в противовес как бы закостенелой дремучести и «консервативности» Порошенко. Ставка сыграла, и после начала СВО запустили вторую серию, решив всеми силами западных медиа слепить из актера спасителя Европы. И вот перед нами уже не клоун, а практически «воин» — зрителю предлагаются военная форма, суровое выражение лица и вообще все элементы антуража из очередной Call of Duty, в которую житель Нью-Йорка играл на прошедших выходных. Ничего удивительного, что такой хлопец стал популярен среди американских домохозяек. Налицо классическая работа конструктора идентичностей, каждому по вкусу, налетай! В принципе в такой парадигме мышления сам Зеленский никому и не нужен — на его месте может быть вообще кто угодно, что его биография, собственно, и доказывает. Субъектности от такой пешки совершенно не требуется, даже наоборот — свет, камеру и слова предоставят продюсер на пару с режиссером.

Нынешний президент Украины любит долго и пафосно разговаривать на камеру. Не так давно он, например, выдал очередной плод своих интеллектуальных упражнений — пан верховный украинец изволит сомневаться, жив ли президент России и не задействован ли в выступлениях Владимира Путина пресловутый «зеленый экран». Правда, почему-то все будто забыли, как публиковались видео и фото того самого Зеленского, стоящего буквально на фоне green screen, с помощью которого и выходили видео первых недель конфликта, на которых президент незалежной будто бы «гулял по Киеву». До этого мы были свидетелями крайне подозрительного эпизода якобы посещения Зеленским города Артемовска, одну из самых горячих точек украинского конфликта. Там, среди непонятных развалин, глава 404 раздал медальки, а затем практически телепортировался в Вашингтон на встречу с Байденом. У многих, кто скептически относится к иностранному медиа-комбикорму, возник закономерный вопрос: «А что это вообще было?»
Главное сегодня — позиция самого наблюдателя, и именно с ней необходимо работать. Весь мир с точки зрения сегодняшнего информационного пространства есть большая деревня, приведенная к общему знаменателю. Национальные границы стираются, вкусовые и культурные предпочтения унифицируются — так Запад и строит все свои экспортные варианты «лидеров для бедных». Тот же пресловутый Майдан был как раз таким продуктом — тогда практически вся западная повестка и массовая культура, фильмы и видеоигры отрабатывали тему «борьбы с тиранией» очередного абстрактного маленького, но гордого народа. Естественно, когда иностранный зритель увидел сюжет наяву, то проникся моментально — годы обработки сделали свое дело. Эмоциональные кадры с места событий позволили наблюдателям стать прямыми участниками действа, не вставая с дивана, — действа, к которому никто из них не имел и не мог иметь вообще никакого отношения. Застрявшему в своей потребительской эрзац-жизни обывателю был предложен спектакль борьбы за эрзац-свободу, который, вот ведь неожиданность, проходил под знаменами все того же пластмассового мира. В спектакль, по заветам Ги Дебора, было втянуто множество людей, смотревших за происходящим, как за телешоу. Плохие парни, кстати, тоже моментально нашлись — русские с Донбасса и Россия как таковая. Вы же помните, с чего мы начинали — Люк Скайуокер, злые штурмовики Империи…

Среди всего этого многообразия пластмассы у России есть уникальный шанс — показать вещи такими, какие они есть на самом деле, очищенными от постмодернистской шелухи. Сегодня есть возможность отправить опостылевшие образы масскульта на свалку. Главный же вопрос, впрочем, остается пока еще актуальным — что, а главное как, предложить взамен? И вот над ним и следует подумать крайне основательно, ведь тот, кто сегодня производит и контролирует образы, буквально держит в руках ход самой истории. Новых ярких героев и исторических легенд у России, к счастью, множество, а остальное — дело подачи.
Автор: Антон Житков