В сегодняшней России сталкиваются два больших проекта будущего.
Один — проект русского национального государства, то есть России, которая продолжает традицию исторической русской государственности и собрана вокруг великой русской культуры — одной из значительнейших культур человечества, что укрепляет духовный и геополитический суверенитет русской цивилизации в сообществе других суверенных цивилизаций.
Это русское национальное государство является империей. Именно в качестве империи русское государство осуществилось в истории, наследуя Первому и Второму Риму как Третий Рим. В качестве империи русское государство соединяет множество народов, даёт этим народам новые формы и возможности для самореализации во всех областях общественной жизни.
Русское национальное государство и есть империя. Империя и есть Русское национальное государство.
Второй проект — это проект антирусского государства. Государства, которое основано на разрушении русской исторической традиции, на подавлении русского национального самосознания, на подрыве единства с русскими других народов России.
Вспомните недавний случай, когда заукраинские сепаратисты из «Башкорта» (организация признана экстремистской) сжигали имперские флаги и нападали на башкирских же парней, которые фотографировались с этими флагами? И параллельно с этим на купюру в тысячу рублей пытались продвинуть изображение Салавата Юлаева — мятежника, организатора уничтожения русского населения уральских заводов, которого в советский период назначили символом башкирского народа. И в том, и в другом случае башкир пытались агрессивно натравить на русских, противопоставить их этническое наследие (правда, не подлинное, а сконструированное «деколонизаторами» в 1920-30-е годы) нашему общенациональному и общеимперскому. Заметьте, никто из неоордынцев не призывает гордиться башкирами, вступившими с русской армией в Париж — призывают гордиться мятежниками, громившими металлургию Урала.
То есть второй проект сборки государственности — это государственность против русских, за счёт русских, через натравливание других народов России на русских, подавление русского самосознания, которое не может не привести к выдавливанию русских из России — физическому или психологическому. Русские попросту перестанут воспринимать Россию как своё государство, перестанут работать и сражаться, начнут исходить исключительно из своей личной выгоды, жить за счёт государства, а не ради государства. Это закончится скорым социальным коллапсом.
Почему при этом берётся символ Орды? Этот символ, вроде бы утащенный у наших евразийцев, не имеет на деле ничего общего с реальной кочевой державой Чингисхана.
Держава Чингисхана и его ближайших преемников была резко антимусульманской: удавили багдадского халифа правоверных, казнили за изготовление халяльного мяса, так как оно противоречило монгольским суевериям. Монголы разрушили государственность волжских булгар и вырезали значительную часть населения. Поэтому, когда в сегодняшнем Татарстане гордятся булгарским наследием и при этом восхваляют Чингисхана, это историческая шизофрения.
В Орде нашим неоордынцам нравится ровно один факт. Это было политическое образование, которое господствовало над русскими, угнетало русских, унижало русских. Так написано и в учебниках, и в летописях, и в произведениях большинства российских историков. И именно этим историческим прецедентом угнетения и унижения русских Орда, вероятно, и вызывает восхищение неоордынцев. Видимо, раздавленные задами ордынцев русские князья вызывают восторг, если эта почетна вывешена в резиденции. Так быть может, это тот самый образ России, к которой они стремятся.
Все прочие аргументы в пользу «ордынского начала» в русской истории притянуты тут за уши. Они просто не основаны на реальных сведениях об истории монгольских завоевателей, в частности Золотой Орды.
Утверждения, что у Орды была сверхэффективная государственная система, не соответствуют действительности. Монголы заимствовали китайскую систему налогообложения и управления, главным конструктором этой системы был Елюй Чуцай. Он отговорил Чингисхана от плана, который поддерживало большинство его соратников — вырезать всё население Китая и превратить его в монгольские пастбища. Елюй Чуцай убедил Чингисхана, что кормиться, обирая население, выгоднее, чем с опустошённых пастбищ. Однако даже монгольская налоговая система просуществовала недолго — уже с начала XIV века ордынские ханы перепоручили сбор дани русским князьям, то есть положились на русскую систему.
Управлять русскими княжествами непосредственно завоеватели тоже не смогли, именно поэтому им пришлось обратиться к вассалитету русских князей. То есть и тут сами монголы признали, что русская система была эффективнее.
В самой Орде непрерывно происходили «замятни» — резня за власть. Государство постоянно распадалось, значительная его часть находилась под управлением правителей-сепаратистов — Ногая, потом Мамая. Периоды единовластия в Орде были довольно редкими. Как государство она просуществовала 200 лет, после чего окончательно распалась, причём отсоединились Казань, Крымское ханство и т.д.
«Научить» русских чему-то существенному в плане организации вертикали власти Орда не могла. «Представление о Московском государстве как о "втором издании " Золотой Орды не находит опоры в имеющихся источниках», — справедливо отмечает один из ведущих современных российских историков Михаил Кром.
Фактически единственное значимое «ордынское наследие» в истории русской государственности — это ямская служба, система лошадиных «подстав», позволявшая курьерам передвигаться непрерывно и с высокой скоростью. И это было заимствованием даже не у Орды, а у Китая, где эту систему изобрели.
Главным фактом соседства Руси и Орды были не мифический «союз», не заимствования, даже не вассалитет и иго. Главным фактом была ордынская набеговая экономика, выражавшаяся в угоне в рабство миллионов русских людей. С XIII века ордынцы развернули индустрию угона русских (и не только русских, а также татар, черкесов и многих других) для продажи работорговцами на Восток и в Западную Европу. У них появились надёжные контрагенты и заказчики в лице генуэзцев, контролировавших Кафу (Феодосию) и Солдаю (Судак) в Крыму. Именно ставленником этих работорговцев был, в частности, пресловутый Мамай.
После распада Орды угон русских продолжало Крымское ханство, окончательно же покончить с ним удалось только в XVIII веке с присоединением Крыма Россией. За эти столетия дорогой скорби прошли миллионы русских и представителей других народов России — тюркских, финно-угорских, кавказских. Очень жаль, что в Феодосии, в Матросском парке, на месте исторического работоргового рынка нет даже небольшого знака памяти и скорби этим мученикам.
Вот для отражения этой угрозы работорговых набегов Россия совершенствовала свою государственную и военную систему. Создавались засечные черты, сторожевая служба, развивались казачество и стрелецкое войско. Русское государство было обязано быть сильным и ставить под контроль новые территории, заселять их и создавать оборонительные рубежи, потому что иначе придут работорговцы, всё разорят и всех угонят. В этом смысле, в смысле противодействия угрозе, Россия и в самом деле многое восприняла от Орды, но не в режиме наследования, а в режиме противодействия.