Нас часто мучает вопрос, как мы вообще так ухитрились жить одним коллективом. Что общего у русских с осетинами, якутами и башкирами, у атеистов с православными и мусульманами, у социалистов с либертарианцами?
Как ни странно, но одно из наших преимуществ — это как раз интуитивная понятность того, что мы отстаиваем, и нежелание лезть к людям дальше определённого предела. Дуб — дерево, небо голубое, Россия — наше Отечество, смерть неизбежна. В рамках такого подхода татарин может спокойно остаться татарином, еврей — евреем, русский — русским; и при этом не поступаться собой, не объяснять самозваной комиссии по этике, почему тебя не волнуют вопросы, которые обязаны волновать всех людей доброй воли по всему миру. У нас есть понятные простые претензии — единство нашего народа, русский язык и русская история, материальные интересы, а в остальном мы как раз сравнительно мало лезем в уши и души согражданам. Люди, которые думают, что у нас полицейщина и оруэлловщина, сплошь и рядом оказываются фрустрированы, столкнувшись с настоящей оруэлловщиной и полицейщиной в той же Европе. Опять же, это не какой-то там пропагандистский посыл — просто почитайте завывания тех релокантов, что столкнулись с реальным полицейским государством на Западе.
В общем-то, у нас нехитрая триада из свободы, ответственности и солидарности. Делай что хочешь, не нарушая законодательства. Строй судьбу как угодно в рамках здравого смысла и закона. Неси ответственность за то, что делаешь. Помни, что ты тут не один, что активно участвовать в жизни страны — это правильно, даже когда государство медлит и тупит. Особенно если оно медлит и тупит. Это всё довольно простые вещи, это не ядерная физика, но, собственно, главные правильные вещи — они простые. И они вдобавок надидеологические. Идеология сама по себе — двигатель, который тебя заставляет шевелиться. Если твой движок, толкающий тебя ехать под Курск или просто в зону лесного пожара где-нибудь в Центральной России, это вера, то ты молодец. Тушишь пожары и обогреваешь замерзающих во имя красного знамени? Да тоже отлично. Воюешь с врагами ради общепатриотических соображений — окей, да. Спасать котят, потому что котики — часть русской идеи? Да кто ж слово против скажет.
Главное, чтобы твои убеждения не заставляли тебя поджигать релейные шкафы и леса, котов топить, а в Курск посылать проклятия и мышьяк. Вот тут извини, пункт об ответственности тоже никто не отменял.
В этом есть и слабость: для кого-то личная и идеологическая свобода в итоге становится свободой выбрать какую-то совсем уж несочетаемую с нашей идентичность, и она оказывается важнее. Террорист, взрывающий людей в торговом центре, или соевая снежинка, искренне поверившая, что она теперь гражданин мира, — это проблема. Зато менее упоротых мы перевариваем очень быстро. Второе поколение — и потомки людей, почти не говорящих по-русски, уже становятся русскими, ведут себя, как русские, и считываются как русские окружающими. Здесь, правда, стоит помнить, что ёмкость русского народа не бесконечна и миллионы новых людей совершенно иных культур каждый год не переварит даже она. Но вообще плавильный котёл у нас исключительной силы.
Здесь мы ступаем на действительно тонкий лёд. Россия — это цивилизация, объединяющая народы, и при этом одновременно государство русского народа. Этот баланс исключительно тонкий, причём нарушить его крайне легко. Именно национальные отношения требуют очень точных, понятных правил и неукоснительного следования им. Мы должны чётко понимать, что равенство народов в рамках единой нации значит именно равенство, когда русские не угнетают другие народы и не поступаются своими правами и благополучием. У нас часто зубы сводит, когда мы говорим о западных нормах политкорректности с их расовыми квотами и закреплёнными льготами для определённых социальных групп. Проблема «позитивной дискриминации» в том, что это всё равно дискриминация. И её решение, как ни странно, лежит на поверхности, и состоит оно в реальном равноправии народов и реальной свободе выбора. Хотя мы обожаем крайности, в действительности национальные, религиозные, культурные обычаи других народов не несут опасности для русских, пока они не нарушают закона и пока каждый имеет действенное, реальное право их переменить, не подвергаясь угрозе «убийства чести» или ещё какого-то неформального преследования.
Нужно обладать поистине удивительными представлениями о реальности, чтобы думать, будто ответом на условные «шариатские патрули за нравственность» должны стать какие-то православные патрули за нравственность, а агрессивному феминизму необходимо противопоставить некий «маскулизм». Противоположность шариатскому патрулю — не православный патруль, а просто разгон «патрульных», которые мешают жить людям. Как и противоположность агрессивным формам феминизма — это здоровая семья.
И, наверное, главный момент, который стоит помнить. Русская идея должна оцениваться по тому, хороша она или плоха для самих русских и других населяющих нашу страну народов. Она не обязана быть всемирной. Она не должна искать основания вовне. Ключевая особенность русского взгляда на мир состоит в том, что нам не нужно искать одобрения в неких всемирных инстанциях или непременно вовлекать кого-то, кто этого не желает. Это продукт для внутреннего потребления. Мы смотрим на себя, разговариваем с собой и ищем блага для себя. Желающие присоединятся. Нежелающие же — и Бог с ними. Мы живём сами для себя и даём жить другим.