Так появился сюртук. У него было два прообраза: во-первых, русская шинель, введённая ещё при Павле I, а во-вторых — австрийское офицерское пальто, появившееся в конце XVIII века. Сюртук был совершенно новым типом одежды: похож на пальто, длиной до колена или чуть ниже, не слишком узкий, но и не слишком свободный. Аккурат таким, чтобы его было комфортно носить поверх рубашки с жилетом. На нём носились офицерские погоны и эполеты, а пуговицы были точно такими же, как на парадном мундире. Однако, в отличие от мундира, за которым следили очень строго, в ношении сюртука допускались вольности: расстегнуть верхние пуговицы или выпустить из высокого воротника концы галстука.
Первыми в сюртуки облачились морские офицеры в 1803 году, ведь на корабле эта одежда наиболее удобна. В 1808—1809 годах новинка досталась и армейским офицерам. Её удобство оценили сразу: она стала одним из самых популярных видов военной, а затем и гражданской формы. Множество картин или литературных произведений изображает офицеров и чиновников именно в сюртуках. И в этом заслуга Александра I, который и сам частенько позировал в этом предмете гардероба — как, например,
на полотне Дж. Доу. Фактически современный костюм — во многом потомок именно александровского сюртука, который со временем стал короче и сменил воротник.
Распространившись в гражданскую моду, он стал отличаться от военного: вместо стоячего воротника у него появился отложной, с лацканами, как у фрака. Однако на протяжении всей истории своего существования сюртук всегда оставался двубортным — в отличие от различных сюртукоподобных кафтанов, появившихся в разных экзотических странах Востока. Например, в Индии: там под воздействием британских колонизаторов произошёл отказ местной аристократии от национальной одежды и распространение похожего на сюртук пальто — шервани. Его и сейчас можно увидеть на индийских политиках (особенно на консерваторах), а также на свадьбах: шервани предстаёт примером восточной роскоши. Этот мужской длинный однобортный сюртук со стоячим воротником украшают вышитыми орнаментами и даже драгоценными камнями.
Александр II не только провёл целый ряд очень важных реформ, но и полностью поменял военную форму. При нём отказались от фрачного мундира, уже ставшего старомодным, и перешли к полукафтану — то есть к тому же сюртуку, только с короткими полами. Император тоже гадал: как облегчить жизнь офицерам, сделав ношение военной формы менее обременительным, а саму её — более лёгкой? Так появился белый полотняный китель, который в армии звали по-простому — полотняник. Он представлял из себя укороченный сюртук, но с очень существенными отличиями. Прежде всего — шили его не из шерстяного сукна, а из льна или льна с примесью хлопка. Кроме того, на кителе не было цветного воротника, кантов по борту и обшлагам, с ним не носились тяжёлые и дорогие золотые эполеты.