Русское Православие в Африке
Рассказ священника Георгия Максимова
Русское Православие в Африке
Рассказ священника Георгия Максимова

Русское Православие в Африке

Рассказ священника Георгия Максимова

Предисловие редакции
Они были завоевателями, а для этого нужна только грубая сила, – хвастаться ею не приходится, ибо она является случайностью, возникшей как результат слабости других людей.
Моряк Марлоу, герой повести Джозефа Конрада «Cердце тьмы»
История колонизации Африки европейцами началась еще во времена Римского владычества в Средиземноморье, быстро закончившись с падением великой империи. Новый раздел черного континента белыми господами произошёл уже в 1884 во Дворце Шуленбургов, официальной резиденции германского канцлера Отто фон Бисмарка. На Вильгельмштрассе 77 собрались представители Британской Империи, Франции, Нидерландов, Королевства Португалии, Италии, Испании, Дании, Бельгии, Османской империи и даже Соединенных Штатов и России. «Генеральный акт», принятый участниками конференции, закрепил свободу торговли и судоходства в бассейнах рек Конго и Нигер, запретил работорговлю и провозгласил законность колониальных захватов в Африке. А еще новые хозяева Африки (владельцы тех самых колоний) линейками и карандашами разделили континент демаркационными линиями – границы одной европейской колонии заканчивались там, где началась другая.

Гуманистов из Франции и джентльменов из Британии не волновали ни особенности географии, ни расселения местных племён и общин. Красноречивым выразителем колониальных идей являлся французский премьер Жюль Ферри, активный антиклерикал, отец французского образования и проводник экспансии Парижа в Тунис и Марокко:

Я повторяю, что высшие расы имеют право (создавать колонии), потому что на них лежит обязанность. Они обязаны цивилизовать низшие расы.

Об Африке нужно говорить не только в контексте истории, но и современности. В статье поднимается нетривиальная роль Русской Православной Церкви в объединении черного континента, а еще это красочный рассказ живого и умного человека Иерея Георгия Максимова. Пока в России держится холодная и мокрая погода мы предлагаем вам окунуться не в историю православной Африки, а в ее современность.

Русское Православие в Африке

Патриарший Экзархат Африки Русской Православной Церкви был образован всего три года назад. Что удалось сделать за это время? Двести пятьдесят священников окормляют сотни приходов в тридцати двух странах Африки, 40 африканских семинаристов учатся в русских семинариях, еще 10 готовятся к поступлению, монашеские общины формируются в 3 странах. Есть наши православные учебные заведения в Кении, Танзании и ЦАР, сиротские приюты в Камеруне, Кении и ДР Конго.

Наши приходы включают не только русских, проживающих в Африке, но и местных жителей, которые выбрали Православие, причем таковых большинство.
Нужно пару слов сказать о предыстории. Вообще, Русское Православие – это не что-то совсем новое для Африки, потому что первые приходы нашей Церкви на африканском континенте возникли еще в конце XIX века на территории тогдашней Абиссинии. В 1914 году появился приход в Каире (Египет), в 1920-е годы русские первой волны эмиграции создали приходы в современных Марокко, Тунисе, Алжире, и некоторые из них существуют до сего дня. Например, Воскресенскому храму в Рабате более 90 лет. Есть русские приходы, которым по 100 лет.

Александрийская православная церковь, руководство которой традиционно составляли греки, находится на севере африканского континента с самых ранних времен истории христианства. Однако ее каноническая территория, определенная соборами, ограничивалась только Египтом и некоторыми прилегающими районами. Только с 1930 года – уже после появления здесь первых русских приходов – Александрийский патриархат стал претендовать на всю территорию Африки. Константинопольский патриарх признал эти притязания только в 2003 году, а общецерковного их признания и вовсе никогда не было. Тем не менее другие поместные православные церкви не возражали против желания греков из АПЦ заниматься миссией в Африке, в том числе и Русская православная церковь.

До 2019 года отношения между нашими Церквами были очень хорошие, поэтому русские приходы в Африке поминали обоих патриархов – Александрийского и Московского – и находились в управлении греческих архиереев. Все это было разрушено Александрийским патриархом Феодором, когда он под давлением американцев решил признать раскольническую «Православную церковь Украины», причем сделал это в нарушение собственных слов, которые до того произносил.

Источники: Патриарший экзархат Африки, Иерей Георгий Максимов

После того как Александрийская церковь официально вступила в общение с украинскими раскольниками, многие русские, живущие в Африке, как священники, так и прихожане, сказали, что не хотят быть частью этого единства с расколом. Они имели полное право на то, чтобы такую возможность им обеспечили. Поэтому еще в декабре 2019 года было принято решение о том, чтобы эти приходы подчинялись уже непосредственно Русской православной церкви. Но затем многие африканские священники и миряне Александрийской церкви обратились к нам с такими же прошениями. Строго говоря, появление Африканского экзархата – это то, что предложили сами африканцы. Эта идея родилась в Африке, в африканских умах.

На каком основании мы бы отказали им, если мы уже приняли русских, которые живут в Африке? Мы же не можем отказывать просто по цвету кожи – это не аргумент. Если у человека те же самые духовные и канонические основания для того же самого запроса, ответ должен быть тем же. Поэтому в декабре 2021 года Синод нашей Церкви принял решение, что мы и африканских верующих тоже будем принимать. А поскольку их очень много, то возникла необходимость в создании специальной административной единицы, какой и стал Африканский экзархат.

Источники: Патриарший экзархат Африки, Иерей Георгий Максимов

Закончив с предысторией, можно поговорить про современность.

В целом африканцы очень религиозные. Пожалуй, это самая религиозная раса на земле. Среди них меньше атеистов, чем среди других рас. И поэтому их интерес к вере и Церкви совсем неудивителен, как и то, что некоторые находят путь к Православию. Сейчас благодаря интернету информация о Православии широко доступна даже там, куда не ступала нога православного миссионера. И многие открывают для себя нашу веру именно таким образом, а раньше открывали через книги. Движение к Православию идет со стороны самих африканцев. Оно зародилось еще в начале прошлого века, и есть несколько причин, почему Православие находит отклик в сердцах африканцев.

Недавно я приехал из Малави, где мы вместе с митрополитом Зарайским Константином, Патриаршим экзархом Африки, крестили 1000 человек. Там ожидают крещения еще 3000 человек, то есть из 4000 человек, просящихся в Русскую православную церковь, мы приняли четверть, остальные на подходе. Это просто иллюстрация интереса, который имеется у людей. И это уже не те, кто переходил к нам от греков, но другие африканцы, которые никогда ранее не были православными.

У этого интереса к Православию есть свои причины. Во-первых, Православная церковь – это изначальная Церковь Христа с двухтысячелетней историей. Это не какая-то новая церковь, возникшая недавно, каких полно в Африке. Так что те, кто ищет изначальную Церковь Христа, естественно, испытывают интерес к Православию.

Во-вторых, это Церковь, которая строго придерживается того учения, которое есть в Библии и которое было в древней Церкви, хранит его без искажений. И это тоже очень важно для африканцев. Потому что западные церкви, католики и многие протестанты довольно радикально меняют учение Церкви под воздействием принятых сейчас на Западе установок. То, что в Библии названо грехом, они уже грехом не считают, более того, говорят, что это нужно благословлять. Как, например, недавнее решение Папы Римского о благословении гомосексуальных «пар». Для африканцев это совершенно не близко и вызывает большое недоумение и смущение. В Африке многие относятся к Библии всерьез. Они задаются вопросом: если в Библии это названо грехом, то как сейчас наша церковь может это благословлять?

В Русской православной церкви мы не приемлем искажений ни нравственного, ни догматического учения, но твердо придерживаемся того, что было изначально. И это тоже находит симпатии среди многих африканцев, более того, является для них поддерживающей силой. Ведь сейчас на страны Африки оказывают очень большое воздействие США и Западная Европа, пытаясь навязать им извращения вроде ЛГБТ, трансгендеризма и так далее. Это вещи, которые для африканской культуры совершенно неестественны. И, конечно, бесцеремонность, с которой эта западная «повестка» в Африке навязывается, вызывает особое раздражение. Например, в адрес президента Уганды Мусевени, который занимает очень однозначную позицию в отношении неприятия гомосексуализма, используют санкции, угрозы и экономический шантаж. При этом африканцы спрашивают: а что насчет Саудовской Аравии, где за гомосексуализм казнят? Если для вас, американцев, это такие принципиальные вопросы, то почему вы не вводите санкции в отношении Саудовской Аравии? Но им можно, потому что вы зависите от них в плане нефти. А мы, получается, для вас люди второго сорта, слабые люди, в отношении которых вы позволяете то, что не позволяете себе в отношении Саудовской Аравии? Такое лицемерие и двойные стандарты африканцами замечаются и воспринимаются однозначно негативно. Как оскорбление.

Источники: Патриарший экзархат Африки, Иерей Георгий Максимов

И, как ни странно, в давлении Запада на африканские страны и местных лидеров участвуют и западные Церкви, широко представленные на африканском континенте со времен колониализма. Не так давно, в прошлом году, Англиканская церковь, имеющая центр в Англии, высказала официальное негодование о том, почему Англиканская церковь Уганды не выступила против президента Мусевени из-за его позиции по ЛГБТ. То есть это прямое давление на угандийских англикан по поводу их политической позиции в отношении их национального лидера. Это прямое и беспардонное вмешательство в дела страны. Конечно, такие вещи тоже вызывают большое недоумение, смущение и возмущение.

И вот здесь позиция Русской православной церкви, хранящей без искажений учение о браке, семье, понимании пола, – это то, что созвучно сердцам многих африканцев. Консерватизм, выражающийся не только в той теме, которую я упомянул, это еще один важный момент, почему Православие сейчас значимо для африканцев. Именно Русское Православие. Потому что в греческом, к сожалению, в последнее время также наблюдаются негативные тенденции. В качестве примера можно привести рукоположение женщины-африканки в священный сан диакона, совершенное греческим митрополитом Серафимом в Зимбабве пару месяцев назад. Такое попрание традиций и правил Церкви шокировало не только многих африканцев, но и православных верующих по всему миру. А ларчик просто открывался – на митрополита Серафима повлияла феминистская американская организация, выступавшая спонсором его деятельности.

Третья причина – это то, что Православие не связано с такими черными страницами африканской истории, как работорговля и колониализм, с чем связаны фактически все западные церкви, которые пришли вместе с колонизаторами. Православная церковь – единственная из крупных церквей, которая никак здесь не запятнана. Более того, первые африканские лидеры Православной церкви были также участниками борьбы за освобождение от колониализма. В частности, первый православный епископ Уганды Рувим Спартас отсидел 5 лет в тюрьме, куда англичане бросили его. Первый православный епископ Кении Георгий (Гатуна) 8 лет провел в тюрьме, причем сидел с будущим первым президентом независимой Кении как один из борцов за свободу. Так что Православие в Африке – это часть, в том числе и африканской истории, связанной с борьбой за свободу в новейшее время.

В качестве четвертой причины я бы упомянул в целом благоприятное и доброжелательное отношение к России, к русским. Многие хранят добрую память о том, что Россия сделала для них еще в советское время. Многие знают об огромном вкладе русских в освобождение африканских народов от колониального гнета. И для меня стало приятной неожиданностью увидеть, насколько распространены пророссийские взгляды в Африке. Причем могу засвидетельствовать, что даже в тех странах, где правительство прозападное, на низовом уровне народ с большой симпатией относится к России, к русским, и это тоже, я думаю, способствует их интересу к Русской православной церкви.

Пятая причина – отсутствие расизма в нашем отношении к местным. Мы смотрим на них не сверху вниз, а как на братьев и сестер во Христе. Мы смотрим с уважением, как на равных, это не отношения, так сказать, господина и слуги, что, к сожалению, встречалось со стороны греческого епископата Александрийской православной церкви. К примеру, греческий епископ Пантелеимон в Конго несколько лет назад позволил себе публично назвать одного из своих африканских священников «черной обезьяной». В Александрии в православной семинарии во время трапезы отдельный стол для черных, а отдельный – для белых (греков). Подобных историй мне довелось услышать немало.

В одной из недавних поездок мы с владыкой Константином встречались с официальными лицами одной из африканских стран. И они, сами неправославные, сказали нам: «Имейте в виду, что у греческой Православной церкви здесь плохая репутация, и вам хорошо было бы избегать тех ошибок, которые они совершали». И мы действительно стараемся избегать повторения их ошибок. И наши африканцы это видят и ценят. Думаю, поэтому они и не возвращаются к грекам, хотя мы, находясь в начале пути, претерпеваем непростые времена.

Греческие епископы, чтобы объяснить, почему от них ушло так много священников, любят говорить одно и то же: «Просто африканцы продажные, русские поманили их большими деньгами, вот они и предали нас, таких хороших». В этой позиции видна сразу и огромная гордыня, и презрение к собственным африканским верующим. Данные греческие архиереи даже не допускают, что те могут руководствоваться принципиальными соображениями при решении мировоззренческих вопросов. При этом ведь многие епископы и священники Греции тоже очень резко критиковали признание той же самой ПЦУ и заявляли о том, не приемлют этого шага. Но их никто в продажности не обвиняет. Они, получается, могут иметь собственную позицию, основанную на аргументах и принципах, потому что они греки. А вот африканцы, получаются, не могут, они могут только бегать за деньгами.

Данная позиция сама по себе является иллюстрацией того, почему африканцы уходят от греков. С таким-то отношением. И с такой-то ложью. Потому что, вопреки их лжи, это как раз греки повышают зарплаты своим священникам в надежде, что ушедшие вернутся к ним. Те, кто перешел к нам, отнюдь не получают никаких больших материальных благ. Напротив, священники, переходящие в Русскую церковь, обычно лишаются хороших храмов, в которых они служили ранее (поскольку те принадлежат грекам), и вынуждены служить где придется, порой под открытым небом. Они сталкиваются с очерняющей кампанией в СМИ и соцсетях. А некоторых даже подвергли судебным преследованиям по надуманным предлогам.

Например, на Мадагаскаре греческий митрополит подал в суд на своего бывшего священника, перешедшего к нам, обвинив его в краже богослужебной чаши. Но ее священник ранее купил самостоятельно, что было доказано, а суд оправдал его. Другой случай в Кении, где одного нашего священника и двух прихожанок обвиняют в том, что те один раз вошли в греческий храм – в котором он ранее служил и который находится на территории общины, на земле, не принадлежащей грекам. За это «преступление» представители Александрийской церкви всерьез просили посадить их в тюрьму. Такие вещи – нервотрепка для бедных священников. Есть много других примеров давления, но, несмотря на все это, священники, монахи и миряне, перешедшие в Русскую церковь, остаются верны своему выбору. Даже если ради него им приходится чем-то жертвовать.

К слову, в Русскую церковь перешли не только чернокожие африканские священники, но и белые африканцы, в частности, в ЮАР. Потомки буров. Эти отцы с хорошим образованием и достойной светской работой. Про такие случаи представители Александрийской церкви предпочитают не упоминать.

Источники: Патриарший экзархат Африки, Иерей Георгий Максимов

Из сказанного ранее может сложиться впечатление, что мы только перетягиваем паству греков в Африке. Это не так. Первая волна обращений действительно была из Александрийской церкви. Но сейчас уже идет вторая волна – обращается множество африканцев, состоящих в неканонических православных «церквах», которых немало на континенте. Обращаются «епископы» и «священники», порой целыми епархиями, вместе с приходами и мирянами. На подходе третья волна – обращающихся из инославия. Впрочем, и сейчас многие приходят из самых разных верований. Например, 4000 оглашенных в Малави, 1000 из которых уже крестили, никогда ранее не были членами Греческой церкви или какой-либо еще, называющей себя православной.

Выше все было сказано преимущественно про нашу работу среди африканских верующих. Но еще есть и такое направление, как духовное окормление русских, проживающих в странах Африки. Их не так много, всего на континенте порядка 60 000 русских. Тем не менее их духовным нуждам мы тоже стараемся уделять внимание, и Русская церковь становится также фактором объединения соотечественников, живущих здесь. Увы, не секрет, что во многих странах зарубежья наши соотечественники очень разобщены, делятся на разные группки, которые враждебно друг к другу относятся, порой из-за какой-то мелочи, случившейся в прошлом. Я убежден, что в нынешних условиях мы не можем позволить себе быть разобщенными. Нужно преодолевать это, сплачиваться. И одной из важных точек сплочения являются и будут в дальнейшем являться храмы Русской православной церкви в странах Африки.

В целом государства континента очень положительно воспринимают появление Русской православной церкви. Мы не встречаем никакого противодействия со стороны африканцев, противодействие есть только со стороны греков, да и оно только в паре стран. Появление Русской православной церкви в Африке – это еще один мост между нашими странами, нашими народами, и причем мост очень прочный, ибо то, что касается мировоззрения, носит для человека фундаментальный характер. Если он поучился или поработал в России, то это очень хорошо, но все-таки не обязательно определяет его мышление. А когда человек делает мировоззренческий выбор в отношении своей веры, ассоциирует себя с Русским Православием, то эта вещь гораздо более серьезная и прочная. Но для меня лично самое главное – возможность спасения людей от ада и приведение их в истинную Церковь Христову. Ради этого я в Африке.

Источники: Патриарший экзархат Африки, Иерей Георгий Максимов

В заключение я хотел пригласить к сотрудничеству всех желающих. Мы готовы к сотрудничеству в самых разных сферах нашей деятельности, включая гуманитарную и просветительскую. Преподобный Макарий Алтайский говорил, что когда миссионеры проповедуют Христа и распространяют истинную веру в другом народе, то за это Бог посылает особую благодать для их собственного народа. Так что наша миссионерская деятельность на другом континенте служит отнюдь не в ущерб, а на благо русскому народу и, в случае успеха, послужит его немеркнущей славе.

Телеграм-канал Патриаршего Экзархата Африки:

t.me/exarchate_mp


Телеграм-канал Отца Георгия:

t.me/OtecGeorgy


Видеоролики о русской православной миссии в Африке:

О распространении Православия в Африке и в Азии
Почему африканские священники перешли в Русскую Православную Церковь?
Русское Православие в Африке

Редакция выражает благодарность Отцу Георгию!