И они придумали три решения. Давайте разберём на примерах, как это работает.
1. Необходимо обсмеять русское как что-то исконно-посконное с фофудьей и кислой капустой в бороде. Не может современный человек быть русским, это же стыдно. SHAMAN, Бабкина, Газманов очень им помогли в этом, только ленивый либерал не потешается над их творчеством и не обсмеивает его. Либералы двигают следующий нарратив: «Если русский человек делает нечто неказистое, то эта нелепость и есть проявление русскости, если же он создаёт что-то значимое в области высокой культуры, то это верный признак того, что автор не русский, а европеец, общечеловек и вообще делает вклад не в русскую культуру, а в мировую».
Как бороться?
Во-первых, необходимо чётко уяснить, что русская культура состоит из двух пластов: база культуры — народная культура, фольклёр и высокая, классическая русская культура. Любой жанр может развиваться одновременно и в народном, и в классическом ключе. Например, музыка: народный пласт — Северное двухголосье, казачьи песни, а высокая культура — Рахманинов или Свиридов. Живопись: лубок и икона. Архитектура: традиционный крестьянский дом и петербуржские дворцы. Литература: народные сказки и Пушкин с Маяковским. И так во всём.
Во-вторых, нужно в современности развивать ОБА эти направления, обращая пристальное внимание на художественное качество культурного продукта.
В-третьих, необходимо формировать правильную интеллектуальную среду, которая, следуя принципу яблока, будет оказывать интеллектуальную поддержку и сопровождать возникающие русские культурные инициативы. Современная художественная реальность — это культурная индустрия, где конечный результат достигается скоординированными усилиями десятков различных специалистов. Для того, чтобы эта модель работала, необходимо создание русских культурных центров, которые и будут центрами формирования такой интеллектуально-художественной среды.
2. Необходимо разделить военный дискурс и русский дискурс и показать, что русское и военное противопоставлены друг другу. В идеале им хочется оседлать русский дискурс так, как это когда-то было сделано в СССР. Дарья Насонова, отвечающая за «медийку» у Собчак и двигающая сейчас проект «Русская барыня», абсолютно откровенно пишет: «Но что меня действительно злит, что меня по-настоящему и серьёзно волнует и злит, что с вашей помощью власть присваивает фразу "Я — русский" и всё, что за ней стоит и скрывается, сторонникам войны. И теперь невозможно произнести эту фразу, чтобы тебя не записали в путинский электорат с большой бляхой «Z» на ремне и на лбу».
Собственно, проект «Русская барыня» и посвящён тому, чтобы отвязать русский стиль от русскости, русскую культуру от русского подвига, обсмеять, обшутить, ошельмовать тех, кто серьёзно и честно работает с русским дискурсом.
Как бороться?
Наладить механику рекрутирования творческих инициатив «снизу», дать площадки и возможности молодому русскому искусству, для которого идущая война в самом прямом смысле народная война — за право наследовать великой нашей истории, за право русских людей принять участие в создании образа будущего для себя и всего мира. Начало изучению положения дел в искусстве было положено. Два очень качественных проекта по «инвентаризации» русского дискурса в искусстве прошли в 2023 году. Это инициатива РОСИЗО «ДК СССР», посвящённая изучению русского ядра в советской культуре, и замечательный проект, посвящённый дипломным работам выпускников художественных вузов, реализованный в «Зарядье». Хорошо, но мало — и это лишь первые шаги.
3. Надо «идти в народ». Этот приём отточен либералами ещё со времён художников-передвижников. Не можешь взять столицу — бери регионы. Так делал в Перми Марат Гельман**, приехавший туда как культурный гуру, так действовали в Екатеринбурге шаловливые мальчишки и девчонки из Ельцин Центра. Здесь они будут оттачивать тему деколонизации, национальных и всех прочих меньшинств и борьбы за права.
Скандальная выставка в Нижнем Новгороде, посвящённая 90-летию Эрика Булатова, открылась с участием бывших хозяек Пушкинского музея (Лошак) и Третьяковской галереи (Трегулова). Фраза вечера, произнесённая на камеру, звучит так: «Орки — это у вас там СВО, не мешайте работать».
Как бороться?
Создавать зонтичные структуры в регионах, где местные русские кураторы смогут на локальные площадки привозить большие качественные проекты из столиц, при этом координируя свои усилия со столичными кураторами и искусствоведами.
И самое главное — стоит осознать, что государство без идеологии чрезвычайно уязвимо перед паразитическими идеологическими конструктами, проникающими извне. Не может такого размера и такой великой истории страна, как наша, жить без идеи, а русский человек не может жить без цели.