СЛАВЯНСКАЯ РОССИЯ
«Нас точит семя орды, нас гнёт ярмо басурман, но в наших венах кипит небо славян», — в этих словах знаменитой песни группы «Алиса», не случайно ставшей во многих частях русской армии строевым маршем, выражен важнейший аспект русского национального Я. Мы — славяне. Так было, так есть, так будет.
СЛАВЯНСКАЯ РОССИЯ
«Нас точит семя орды, нас гнёт ярмо басурман, но в наших венах кипит небо славян», — в этих словах знаменитой песни группы «Алиса», не случайно ставшей во многих частях русской армии строевым маршем, выражен важнейший аспект русского национального Я. Мы — славяне. Так было, так есть, так будет.
Не всем, как оказалось, это нравится. В скандальном выступлении муфтия ДУМ РФ Мухетдинова, в котором он предложил «выглянуть за пределы Руси», а по сути дерусифицировать историю России, отдельно досталось славянам. Мол, славяне — исторические новосёлы на карте Евразии, появившиеся в письменных документах под своим именем лишь в VI в. н. э. И, мол, неприемлема формула «что плохо для славян, то плохо для России».

Откуда Мухетдинов это взял, от кого услышал — полнейшая загадка. Но, сражаясь с мнимой формулой, муфтий проводит вполне определённые политические интересы. Прежде всего это лоббирование миграционного затопления России, меняющего сложившийся этноконфессиональный баланс. Мол, с чего вы взяли, что уменьшение доли славян в российском населении — это плохо? Не всё, что плохо для славян, плохо для России. Далее речь идёт, по существу, о подрыве общенациональных усилий в СВО: сражающимся за единство Русского мира героям России, среди которых и буряты, и дагестанцы, и татары, внушают, что якобы это «спор славян», до которого монголам, тюркам и кавказцам нет никакого дела, и умирать за победу в этом споре русской идеи славянского единства незачем.

В таком смысле монолог Мухетдинова представляет собой не абстрактные исторические размышления, а вполне конкретную провокацию в тылу в условиях военных действий и террористической угрозы. Он заслуживает анализа компетентными структурами именно в этом качестве. Но мы сейчас поговорим о другом — о славянской идентичности России.

Россия — славянское государство. Это должно быть признано чётко и недвусмысленно. Это вытекает не из национального состава населения, а из простого факта, что государственным языком России является русский язык, язык славянской группы индоевропейских языков.

Языковая идентичность имеет решающее значение при определении интегральной этнокультурной природы того или иного государства. Посмотрим на Болгарию. Это государство было создано тюркской кочевой элитой, установившей власть над славянами, оно сохранило в названии тюркский этноним (тот же, каким в древности именовалась Казанская земля, где жили булгары, прямые родичи балканских болгар). Однако языком болгарского государства стал язык славянского большинства, и нет никакого сомнения в том, что Болгария — славянское государство.

Обратный случай — Венгрия. В генетическом составе венгров (мадьяр) преобладают гаплогруппы, которые говорят о славянском происхождении большинства представителей этого этноса. Это совпадает и с данными письменных источников, указывающих, что основным населением Паннонской равнины на момент прихода венгров на рубеже IX-X вв. были славяне. Однако венграм удалось навязать большинству населения мадьярский язык, принадлежащий к финно-угорской языковой семье, и славянским государством Венгрия считаться не может.

Языковой фактор имеет принципиальное значение для идентичности государства, народа, культуры. И в случае России он однозначен: государственным языком, языком образования и культуры в России является русский язык — один из величайших по культурному значению языков мира. Это славянский язык, а значит, Россия — славянское государство, при всем уважении к другим народам, родные языки которых относятся к другим языковым группам.

Столь же несомненна и славянская историческая идентичность России, опирающаяся на идентичность индоевропейскую. Рискнём даже употребить нервирующий многих термин «арийскую», но не будем систематически использовать его далее, чтобы не дразнить гусей. Термин «индоевропейский», пусть и неточный, но отсылающий к названию самой распространённой в мире языковой семьи, вполне достаточен. Славянский характер происхождения Российского государства и русского народа важен в связи с тем, что он показывает высокую степень автохтонности русских-славян-индоевропейцев на тех территориях, где сформировалось Российское государство.
Понятие «автохтонность» означает, что исторический тот или иной народ на протяжении длительного исторического времени занимал свою нынешнюю территорию, он не является на ней пришельцем. Понятие это очень не любит современная либеральная историография, которой очень важно, чтобы все везде были чужаками, мигрантами и завоевателями. Борьба с автохтонностью, в частности с автохтонностью славян, занимает важное место в западнически ангажированном секторе нашей (а также германской и англосаксонской) исторической науки.
И вот тут нужно сказать со всей определённостью — данные палеогенетики и археологии показывают, что русские-славяне-индоевропейцы являются коренными жителями территории большой России.
Новейшие данные палеогенетики говорят, что между современным русским населением России и населением России в глубокой древности существует прямая генетическая связь. Исследование гаплогрупп Y-хромосом, передающихся исключительно по мужской линии от отца к сыну (то есть современные носители гаплогруппы являются прямыми мужскими потомками носителей этой гаплогруппы в древности), показывает, что уже в древности на будущей территории нашей страны преобладали прямые мужские предки современного русского населения — носители гаплогруппы R1a.
Разумеется, не во все времена карта расселения соответствовала нынешней. Разумеется, не раз происходили значительные переселения внутри этого исторического ареала, но в целом мы, русские, и наши предки славяне, и индоевропейцы всегда оставались внутренним фактором исторического процесса в Северной Евразии, а не появились извне и не были поздним новообразованием.

Индоевропейско-славяно-русскую историю Северной Евразии можно разделить на несколько этапов.
Этап I. Охотники на мамонтов.
В ледниковый период (40-12 тыс. до н.э.) прямые предки современных индоевропейских народов обитали в Восточной Сибири. Они охотились на мамонтов и северных оленей. Материалы генетического изучения палеолитических стоянок Мальта (Иркутская область) и Афонтова гора (Красноярский край) показали, что у их обитателей была гаплогруппа R1, как у большинства русских и большинства индоевропейских (или восходящих к индоевропейцам) народов. В западной терминологии эти люди получили наименование Ancient North Eurasian (ANE) (Древние северные евразийцы).

Таяние ледника в 12-10 тыс. до н.э. вынудило носителей гаплогруппы R перемещаться вслед за своей охотничьей добычей, прежде всего северными оленями, далеко на Северо-Запад, к приполярным областям. На относящихся к Х в. до н.э. стоянках Веретье (Архангельская область) и Олений остров на Онежском озере у погребённых обнаружена гаплогруппа R1a — одна из двух родственных гаплогрупп, на которые разделилась R1. Возможно, именно с пребыванием предков индоевропейцев на далёком Севере связаны легенды о Гиперборее и картины северной природы и созвездий в индийской Ригведе, где сохранились некоторые древние индоевропейские культурные пласты.
Этап II. «Арии».
В X-IV тыс. до н.э. носители гаплогрупп R1a и R1b, жившие, как правило, в близком соседстве, постепенно спускались из высоких широт в Поволжье, а затем в Приднепровье и Причерноморские степи. Здесь формируется днепро-донецкая археологическая культура и ряд её позднейших преемников, вплоть до ямной культуры, индоевропейский характер которой сегодня оспаривают уже не многие.

Предполагается, что в этот период носители R-гаплогрупп уже говорили на праиндоевропейском языке, а характерной чертой их культуры стало сооружение курганов над усопшими (именно этот признак и позволил археологам проследить генезис древних индоевропейцев). В позднейших индоевропейских языках чётко выделяются две группы — восточная и западная, их называют «сатемная» и «кентумная» в соответствии с тем, как произносится числительное «сто» — satem или centum. Трудно не предположить связь между лингвистической границей между S и C и генетическим различием двух родственных групп между R1a и R1b. Из них самоназвание «арья» зафиксировано для восточной, «сатемной» группы индоевропейцев, носителей R1a.
В последнее десятилетие получила популярность в интернет-кругах паранаучная концепция химика Анатолия Клёсова, который решил превратить соседство двух родственных групп в тысячелетнюю вражду, опрокинув противостояние России и Запада в прошлое. «Эрбины» в мифологии Клёсова — это злодеи, противостоящие светоносным ариям-«эранам», укравшие их индоевропейский язык. Вся эта конструкция, впрочем, имеет очевидную уязвимость: всюду в Восточной Европе носители R1a и R1b погребены чересполосно, зачастую в одном могильнике, без всяких следов насилия и вражды. Если бы сочинённая Клёсовым великая вражда имела место, то её археологические следы были бы рассеяны по всей Европе.
Будучи соседями неолитических народов Восточной Европы, которые имели, как правило, гаплогруппу I и создали такие земледельческие культуры, как трипольская, индоевропейцы усваивали принципы неолитического производящего хозяйства. Однако они внесли в него значительные новшества: именно индоевропейцы приручили лошадь, а затем запрягли её в повозку и оседлали. Во II тыс. до н.э. была изобретена лёгкая колесница на спицах, и именно самыми ранними свидетельствами её изобретения и использования, а не мифическими «космическими энергиями» интересен знаменитый Аркаим в Челябинской области. Конь и колесо — это причина, почему индоевропейские языки стали самыми распространёнными на планете. В бронзовом веке скорость их перемещений была несопоставима со скоростью других народов.

В III тыс. до н.э. начинается обвальная индоевропейская экспансия на Запад и Восток. Индоевропейцы, двигаясь из восточноевропейских степей, заселяют Западную Европу (в основном это были носители группы R1b), лесную зону Восточной Европы, через Приуралье и Западную Сибирь они идут в Среднюю Азию, далее — в Индию и Иран. В этот период пространственный ареал распространения индоевропейских народов стал максимальным.

Впоследствии на часть индоевропейской популяции была наброшена вуаль языка и культуры других волн поселенцев. Так появились феномены, подобные казанским татарам, у которых 20% популяции — носители гаплогруппы R1a, ассимилированные сперва булгарами, а затем татарами индоевропейцы. Ещё поразительнее ситуация с киргизами: около 60% из них — носители гаплогруппы R1a, потомки индоевропейской волны заселения в бронзовом веке, однако тюркизированные и по языку, и по внешнему облику.

Индоевропейская экспансия создала в Северной Евразии масштабный индоевропейский мир от Бретани до Амура и от Балтики до устья Ганга. В Великой Степи в скифский и сарматский период господствовали ираноязычные кочевники, вступавшие во взаимодействие с оседлым индоевропейским населением, которое может условно считаться пред-славянским или перед-балтославянским.

Постепенно масштабы индоевропейского мира сжались, значительную часть ареала заняли тюркские и монгольские народы, усилилось и значение финно-угров. Однако эпоха индоевропейского расширения чрезвычайно важна для истории всего Старого Света.

Предки славян были частью индоевропейской общности в то время, однако, в отличие от многих, они оказались довольно консервативны и лишь незначительно продвинулись в лесостепную и лесную зону Восточной Европы, частично смешавшись с предшествующим неолитическим населением. «Коренным» для той эпохи населением Европы являлись «западно-европейские охотники-собиратели», носители гаплогруппы I (I1 и I2) — единственной, которая встречается только в Европе. Количество носителей гаплогруппы I у славян, особенно в южных регионах, довольно высоко.

Индоевропейская культура Восточной Европы — культура шнуровой керамики (или «боевых топоров»). Она древнейшая, к которой можно отдалённо возвести собственно славян и которая локализована именно на той территории, где славяне и русские проживали в дальнейшем.

Наследовавшие «шнуровикам» культуры Восточной Европы стабильно существовали на территории будущей России в II-I тыс. до н.э., прежде всего это была тшинецко-комаровская археологическая общность. Многие исследователи предполагают, что в тот момент в данном регионе существовало балто-славянское языковое единство. Другие в этом сомневаются и считают, что балты и славяне развивались независимо друг от друга, а близость их языков объясняется соседством и взаимовлиянием.
Этап III. Генезис праславян.
В начале I тыс. до н. э. происходит во многом загадочное «событие Х». В этом массиве лесных индоевропейских культур появляется поморская археологическая культура на территории польского Поморья. Для неё характерны погребальные урны с человеческими лицами — такие же, как у этрусков, такие же, как у ряда культур Малой Азии, такие же, как у тех регионов Европы, которые объединяет локализация в них в позднейшее время народов с именем «энеты-венеты-венеды» (а именно так потом римские и византийские авторы будут называть славян).

Венеты были широко распространены по приморским областям — от Венеции, Виндобоны (Вены) и до Венедского залива (Финского залива). Откуда они взялись — из Малой Азии (из Трои, как любят утверждать совсем уж смелые авторы) или откуда-то ещё — пока можно строить только самые умозрительные гипотезы.
Так или иначе, в поморской культуре есть очень сильный венедский компонент. А позднее возникает Янтарный путь, связывавший венетов Адриатики и венедов Прибалтики и функционировавший ещё и в Римской империи.

Современные историки и археологи именно с этим венетским компонентом и связывают, как правило, выделение праславян из общеиндоевропейского массива. Поморские венеды, очевидно, начали «культурно облучать» индоевропейское население Повисленья и Приднепровья, что запустило неспешную культурную трансформацию, которая и привела к языковому и культурному оформлению славянства.

Под прямым влиянием поморской культуры в Поднепровье появляется зарубинецкая археологическая культура (III-II вв. до н. э.). Она была довольно развитой, с элементами сильного кельтского влияния. Её представители ходили в далёкие военные походы на Балканы, у них была достаточно искусная железная металлургия.

Возникла зарубинецкая культура, видимо, за счёт продвижения в Приднепровье «поморцев», которые смешались с местной днепровской милоградской культурой (VII-II вв. до н. э.). В последней исследователи обоснованно видят культуру описанного Геродотом племени невров, земледельческого оседлого народа, входившего в союз, созданный ираноязычными кочевниками-скифами. Это были представители старинного индоевропейского населения Поднепровья.

Именно зарубинецкая культура является предметом самых ожесточённых баталий среди историков и археологов. Если она признаётся «праславянской», то весь пазл происхождения славян складывается в единое целое. Наверное, поэтому с небывалым ожесточением её пытаются объявить то германской, то балтской.

Среди современных российских археологов популярна гипотеза о том, что зарубинецкая культура относится к бастарнам, неоднократно упоминавшемуся античными историками воинственному народу. Однако этноязыковая принадлежность бастарнов не прояснена, на карту их локализация и локализация зарубинецкой культуры ложатся отнюдь не идеально. Нельзя исключать, что «бастарны» было именем лишь одного небольшого, но воинственного племени, которое вело за собой в походы множество соседей, среди которых могли быть и праславяне, и «венеды» и балты.

Здесь, кстати, надо отметить одно любопытное и печальное явление. Существует довольно много исследователей, особенно отечественных, которые одержимы какой-то настоящей славянофобией. По не очень объяснимым причинам (или, наоборот, слишком хорошо объяснимым) они хотят, чтобы свидетельства существования славян появились как можно позже, ожесточённо набрасываются на любые факты и гипотезы, касающиеся древнейшего праславянского этногенеза, и пытаются их объявить ничтожными, фиктивными и так далее. Чаще всего то, что имеет отношение к славянам, пытаются объявить принадлежащим балтам. Выдающийся русский археолог Артемий Владимирович Арциховский называл это «забалтыванием славян». Разумеется, нельзя впадать и в противоположную крайность, записывать в славяне всё красивое и блестящее, что плохо лежит. Но «забалтывание», стремление затереть славян так, чтобы они были молодым народом, взявшимся в середине I тыс. н. э. из ниоткуда, ничего общего с научной добросовестностью, конечно, не имеет.

Важнее, однако, другое — прямая очевидная связь зарубинецкой культуры с милоградской, то есть с индоевропейским населением Поднепровья скифского периода. После того как сарматы разгромили зарубинецкую культуру, археологи фиксируют возрождение на её территории именно милоградских культурных компонентов. А памятники постзарубинецкой эпохи мы уже можем с большой уверенностью связать со славянами.

Таким образом, происхождение славянства связано либо с зарубинецким наследием, либо с милоградско-неврским (однако в этом случае унаследовано было от поморцев и зарубинцев имя «венеды»), но в любом случае речь идёт о племенах, проживших на Восточно-Европейской равнине несколько тысячелетий.
Этап IV. «Венеды».
В постзарубинецкую эпоху, в начале нашей эры венеды и попадают в поле зрения римских историков и военных аналитиков.

«Венеды многое усвоили из нравов бастарнов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами (то есть бастарнами) и финнами. Однако они и дома строят, и щиты имеют, и упражняют ноги как пехота, — это всё их отличает от сарматов, живущих в повозке и на коне», — писал знаменитый римский историк Корнелий Тацит в своём трактате «Германия». Этот текст, представляющий собой по большому счёту разведсводку, необходимую для правящих кругов Римской империи, считается первым письменным упоминанием о славянах.

Из него мы узнаём довольно много — венеды строили дома, сражались пешим строем, использовали щиты. Они постоянно перемещались — это поразительно коррелирует с данными, полученными современными археологами при исследовании позднезарубинецких поселений и могильников. Для них и в самом деле характерны постоянные микромиграции.

При императоре Нероне был восстановлен Янтарный путь, и венеды оказались втянуты в имперскую периферию, что позволило им изрядно поправить своё положение. На месте бывшей зарубинецкой культуры оформляется киевская, в славянском характере которой сегодня мало кто сомневается.

Кстати, на таком названии для этой культуры настояли археологи Украинской ССР. Мол, если есть славянская пражская культура, значит, что должна быть предшествующая ей киевская (назло москалям). На самом деле памятники этой культуры разбросаны по европейской части России, Белоруссии, Прибалтике, даже в Польше, а не только на Украине. А самой значительной находкой является Брянский клад, который в 2010 г. ФСБ перехватила у чёрных копателей и отдала в Государственный исторический музей.

Самой характерной приметой киевской культуры являются выемчатые эмали, а также женские нагрудные цепи, бусы и браслеты, мужские плётки и рога для питья. Их бронзовую основу, вероятно, ковали местные кузнецы, а эмалью покрывали странствующие ремесленники из пределов Империи. Производство было поставлено на широкую ногу — из Рима даже поставлялись специальные бусы с составом, подходящим для изготовления эмалей.

Благодаря этим украшениям с эмалями мы можем заглянуть в духовный мир ранних славян. Сразу почувствуется отличие от кельтов и германцев с их бесконечными спиралями. Славянский мир — строгий, стройный, геометричный и симметричный, но не сухой и одномерный. Чувствуется стремление увидеть структуру и иерархию природы. Органическое и рациональное соединены с удивительной тонкостью. Всё те же черты мы будем находить столетия и столетия спустя в славянском орнаменте.

В III в. н. э. славянский и римский миры разделяет вторжение готов. Они, покинув Скандинавию, высадились на польском Поморье, дошли до Чёрного моря, по пути, разделившись на тервингов — вестготов и гревтунгов — остготов. Последние поселились в Приднестровье и начали беспокоить Империю сухопутными и морскими набегами. Угнанные римские ремесленники создали роскошную черняховскую культуру, которую некоторые советские археологи попытались отнести к славянам. Но нет — это типично германская культура с длинными домами, но расцвеченная провинциальным римским шиком.

Приписывание славянам черняховской культуры оказалось довольно вредным. Чтобы утвердить славянство черняховцев, эти историки отказывались признавать славянской киевскую археологическую культуру, относя её к балтам. В результате после лёгкого доказательства готского характера черняховской культуры славяне получались бездомными, вообще вычеркнутыми из истории — мол, черняховская — готская, киевская — балтская, а никаких славян-венедов нет и в помине.

Готский король Германарих из рода Амалов, проживший около 100 лет, победил и покорил венедов, как сообщает готский историк Иордан. Именно от последнего мы и узнаём, что венеды, славяне и анты — это одно и то же:

«Начиная от места рождения реки Вистулы (= Вислы), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавинами и антами».

С загадкой имени «венеды/венеты» мы уже встречались. Имя «склавины», очевидно, это слегка искажённая передача этнонима «славяне». Наконец «анты» — вполне допустима гипотеза, что это искажённая передача всё того же «венеты»: венеты-энеты-анты.

Держава Германариха была разгромлена гуннами, старый король в 376 г. покончил с собой, и готы пустились в бегство, закончившееся для многих только в Испании и Африке, а по дороге они разорили Рим.

Гунны были во многом загадочным народом, основу которого составили могущественные кочевники хунны, некогда терроризировавшие Китай. После поражения они прошли насквозь Великую Степь, присоединили к себе некоторые тюркские и угорские племена и обрушились на Европу с новым оружием — гуннским луком, позволявшим стрелять на скаку.

Для готов приход гуннов был катастрофой. Для славян — возрождением. Когда новый готский король Витимир восстал против гуннов, с ним сразилось славянское племя антов и даже сперва победило. Но он, как сообщает Иордан, «в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покорённых». Заметим, ничего не сказано, что он их победил в бою, возможно, он просто заманил их на пир и там подло перебил. Так или иначе, король получил прозвище Винитарий, «победитель венедов», но наслаждался им недолго — в бою с гуннами он был убит в голову стрелой, пущенной лично их вождём.

После бегства готов анты заняли их земли, на которых сложилась довольно богатая пеньковская археологическая культура. Многие славяне ушли вслед за гуннами в Паннонию, нынешнюю Венгрию, и явно составляли там большинство населения. Римский посол Приск Панийский, отправленный к Аттиле, записал такие типично гуннские слова, как «мёд» и «страва».
Этап V. Славяне «как таковые».
Пражская археологическая культура. В это самое время в болотах Полесья начинает складываться пражская археологическая культура, принадлежавшая к той ветви славян, которая и именовалась собственно славянами, названными в имперских исторических хрониках склавинами.

Пражская культура издавна поражала археологов тем, что бралась как бы ниоткуда, но достигла исключительно широкого распространения. Её носители-славяне заселили, по сути, всю Восточную Европу. Открытие отечественными археологами «нулевой» фазы пражской культуры в белорусско-российско-украинском пограничье приоткрыло завесу тайны над происхождением этой культуры и позволило связать её с предшествующими историческими этапами.

В пражской культуре поражает исключительная бедность. Никаких побрякушек и украшений. Перед нами культура болотных изгнанников. Современные исследователи предполагают, что началось всё именно с изгнания или добровольного ухода склавинов, не захотевших поддержать гуннов.

Однако именно в этом изгнании у славян формируются некоторые особенности цивилизации, которые предопределят историческую судьбу русских.

Во-первых, характернейшей чертой бедных славянских жилищ-полуземлянок становится расположенная в углу печь-каменка. Из-за ухудшения климата в середине I тыс. н. э. печи начинают распространяться у многих народов, но именно для славян они оказались билетом в будущее. Каменка позволяла им выжить в довольно суровых лесах, да ещё и двигаться на север, не утрачивая своей земледельческой культуры. Так была предопределена судьба русских как самой развитой из северных и самой северной из развитых цивилизаций планеты.

Второй переворот этого периода — начало освоения культуры ржи. Климатически неприхотливая рожь оказалась в северной зоне земледелия очень продуктивной, позволяя поддерживать полноценную аграрную цивилизацию. Ржаной хлеб, ржаной квас составили основу русского цивилизационного кода.

Возникает ощущение, что аскетизм пражской культуры был связан с тем, что любые излишки её создатели вкладывали в увеличение количества детей. Иначе невозможно объяснить тот факт, что в V в. н. э. по Восточной Европе прокатилось буквально цунами славянского расселения. Они и впрямь шокировали современников своей исключительной многочисленностью. К VII в. практически все славянские культуры были модификациями пражской культуры, за исключением разве что северной культуры кривичей, прямо продолжавшей варианты киевской.

В VI-VII вв., когда славян «увидели» византийские историки, славянский поток буквально затопил всю Восточную Европу — от Эльбы и Дуная на западе до озера Ильмень на северо-востоке. При движении на север славяне активно присоединяли к себе финно-угорские племена. Особых вооружённых столкновений при этом не зафиксировано. Устанавливалось совместное жительство, а потом славянский язык и культура начали преобладать.

Процесс славянизации финно-угорского населения продолжается до сих пор, и потому среди великороссов 23% мужчин имеют маркирующую данное наследие гаплогруппу N1С (в том числе и автор этих строк), причём среди северной группы русских число обладателей N1С даже чуть выше (35%), чем обладателей индоевропейской R1a (34%). При этом никаких «швов» между обладателями той и другой генетической группы не обнаруживается: и те, и другие — русские по языку и самосознанию, у кого в XII веке предок был славянин-вятич, а у кого мерянин или чудь — не разберёшь.
Этап VI. Славяне на пороге государственности.
В конце VI века на славян обрушилась новая волна завоевателей-степняков — авары. Представители этого народа из глубин Азии запомнились славянам как угнетатели (вспомним летописные рассказы о том, как обры ездили на повозках, запрягая в них женщин славянского племени дулебов), но сыграли большую роль в их политическом развитии. Под военным руководством аварских каганов дунайские славяне не раз ходили воевать на территорию Византии, пытались взять Фессалоники, подходили к самому Константинополю (в 626 г. столица Империи оказалась под двойным ударом славян-аваров и персов и устояла только благодаря заступничеству Богородицы). Славяне в этой борьбе настолько развивались, что в рассказе об осаде города Фессалоники фигурирует даже славянский инженер, строивший штурмовые машины.

Именно к этому времени относится формирование славянской политической терминологии. Наши предки привыкли называть верховного военного предводителя, главу великой державы, «каганом». Так же как жители Западной Европы привыкли называть верховных владык «королями» — то есть Карлами. А позднее во многих странах распространится титул «царь», «кайзер» — то есть Цезарь. Каган, правда, не было именем собственным, это был титул предводителя авар, который вёл славян в поход за добычей и славой. Именно поэтому позднее каганами будут себя именовать киевские великие князья. А вот Хазарский каганат при появлении на Руси этого титула был абсолютно ни при чём.

Сожительство славян с аварами-обрами приятным не назовёшь, против кочевников неоднократно поднимались восстания, в результате одного из которых сложилась первая в истории славянская держава, созданная бывшим купцом Само (приблизительно 623—658). В конечном счёте «Повесть временных лет» оставила нам удовлетворённое «погибоша аки обре».

В 791—803 гг. Карл Великий совместными ударами с болгарами полностью разгромил Аварский каганат. Многочисленные славяне, жившие в поверженной державе, переселились на Русскую равнину.

По всей территории будущей Руси археологи делают находки «дунайского типа» — украшения, ритуальные языческие ножи и даже нательные кресты (живя рядом с христианами, часть славян не могла не креститься).

Именно этим исходом с Дуная объясняется тот удивительный факт, что «Повесть временных лет», былины и многие русские песни сохранили память о Дунае как о славянской прародине, хотя с первоначальным генезисом славян эту память сопоставить не удаётся (впрочем, гипотеза о дунайской прародине славян по-прежнему популярна среди части историков и лингвистов).

Поток дунайских переселенцев был настолько широким, что, по всей видимости, тот древнерусский язык, который в такой огромной державе, коей была начальная Русь, отличался удивительным единством — это, как полагают некоторые лингвисты, дунайский славянский диалект.

Итак, накануне появления государства Русь славянское население Восточно-Европейской (Русской) равнины представляло собой многослойную структуру. Например, племя кривичей преемственно развивалось ещё с эпохи киевской культуры. Большинство других племён — северяне, радимичи, вятичи были наследниками северо-восточного направления Великого славянского расселения VI-VII вв. Такие племена, как поляне, были, возможно, поздними выходцами с Дуная. А словене ильменские, вероятно, мигрировали по морю из западнославянского Поморья под давлением империи франков.
Этап VII. Государство Русь.
В VIII-IX вв. славянские племена занимали уже большую часть Русской равнины в её лесной и лесостепной зонах. Их хозяйство основывалось на земледелии со вспомогательным скотоводством, а также на всевозможных промыслах, таких как охота на пушного зверя и бортничество. Политическое положение славян было не слишком благоприятным. Их окружали агрессивные соседи — Хазарский каганат, скандинавские викинги. Они зачастую похищали славян и продавали их на невольничьих рынках Ближнего Востока и Византии. А на сами славянские племена накладывалась дань.

При этом по рекам Русской равнины шла интенсивная торговля, так как в эту эпоху они были самой короткой транспортной магистралью между Северной Европой и Ближним Востоком, поскольку Средиземное море было парализовано арабскими пиратами. Огромные массы серебра, прежде всего арабских и персидских дирхемов, прокачивались через Русскую равнину, частично оседая в руках славянской племенной знати, побуждая её к поиску политического единства, которое избавит от дани чужакам и максимизирует выгоды. Таким единством и стало Русское государство.

Не будем сейчас вдаваться в дебри «варяжского вопроса».
Кем бы ни были летописные варяги — скандинавами, прибалтийскими славянами или кем-то ещё, они создавали Русское государство на территории, где абсолютно демографически преобладали славяне.

Характерно, что если имена первых двух поколений правителей Руси — Рюрик-Олег, Игорь-Ольга, ещё могут быть интерпретированы как скандинавские и неславянские, то уже с именем третьего поколения всё однозначно — Святослав.

Русь возникла именно как славянская по своей идентичности держава и продолжила свой исторический путь именно в качестве таковой.

Итак, в своей основе русские — это славяне, индоевропейцы, возможно даже сказать «арийцы», коль скоро мы относимся к восточной ветви индоевропейских народов. Наши предки жили и развивались на территории России (большой России, разумеется, не исключая современных Украины и Белоруссии) на протяжении более чем 10 тысячелетий, лишь ненадолго и недалеко часть из них выходила за эти пределы в область польского Поморья или на Дунай, но в конечном счёте возвращалась назад на ось Волхов — Днепр и на Волгу. И в генетическом, и в языковом смысле в истории России в длительной временной протяжённости сохраняется удивительное единство между индоевропейским, славянским и русским периодами.

А Великая Россия представляет собой новый этап существования того мира Северный Евразии, в котором индоевропейские народы абсолютно доминировали в последние тысячелетия до нашей эры. Это, конечно, никак не умаляет значения финно-угорских, тюркских, монгольских народов, чья история органично переплелась с русской. Они у себя дома, но у себя дома и русские — на всём пространстве от Невы до Амура. И так сложилось, что именно русские выстроили наш общий дом. И это, как мы видим, не историческая случайность.
Автор: Егор Холмогоров